Ахалкалаки в проекте Баку-Тбилиси-Карс


Ровно полтора года, как задействовала железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. Эксперты прогнозируют, что экономический эффект станет ощутимым чуть позже, тем временем в Ахалкалаки жители жалуются, что пока ощущают только потери. Что даёт данная железная дорога населению, муниципалитету, стране, и что она забрала у них.

В сёлах Сульда, Дадеш, Бозали и Карцахи Ахалкалакского муниципалитета, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс ассоциируется с некоторыми новыми проблемами. Рельсы проложены между селами и равнинными пастбищами, пахотными землями жителей этих сел. Железная дорога при строительстве была значительно приподнята и скот с трудом пересекает её.

Как каждый день уходят к пастбищам и возвращаются коровы сел Дадеш, Сульда

Самвел Варданян из села Сульда говорит, что у жителей села за железной дорогой 50-60 га пахотной земли и пастбищ. Перевозить технику для обработки им трудно.

“Мы должны пройти 2 км, чтобы из-под моста перейти на противоположную сторону. Это добавочная затрата времени и средств. Мы не можем свои же земли использовать без лишних проблем”, – говорит Самвел Варданян.

Специальные места для прогона коров должна была построить ООО “Марабда-Карцахи”, что и сделала, по информации пресс-службы компании.
”Предусмотренные проектом 7 скотопрогонов построены в указанных сёлах. Что касается 7 объектов, относительно которых, исходя из требований населения, достигнуто дополнительное соглашение – уже построено 3 скотопрогона и 4 объекта будут выстроены в ближайшее время”.

На участке Дадеш-Сульда, по словам сельчан был построен один скотопрогон, однако место выбрано неудобное, жители ни одного села, ни второго не пользуются им. К тому же, жители Дадеша говорят, что построенный скотопрогон уже вышел из строя.

Большинство жителей сёл, чьи земельные участки попали под строительство железной дороги, получили за это компенсацию, но недовольны суммой.

26 сот земель жителя села Дадеш Шуры Мовсесяна попали под строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. По его словам, за 1 кв\м пастбищ заплатили 1,1 лари, а за пахотные земли 1,8 лари. Он считает, что данный размер компенсации очень маленький, однако не мог тогде не согласиться, так как боялся, что потеряет землю без какой-либо компенсации. Многие не получили возмещения из-за того, что не смогли зарегистрировать земли по причине проблем с документами.

Именно таким образом Юра Арутюнян потерял 13 сот земли, которые считал своими. Железнодорожная компания на этих землях построила каналы. Более 30 человек в сёлах Сульда, Дадеш и Бозали Ахалкалакского муниципалитета не получили компенсацию по тем или иным причинам, связанным с документами.

Для устройства снегозащитных щитов-заборов снова у сельчан покупают земли. Мовсесян теперь отказывается давать свой участок за ту же цену. Процесс курирует Министерство экономики и устойчивого развития Грузии.

В селе Дадеш ещё и проблема сельской дороги. Она проходит через рельсы железной дороги. На данный момент они пользуются этой дорогой. Однако при полномасштабной работе железной дороги жители уже не смогут пользоваться ею. Место, которое выделено для новой сельской дороги, по словам жителей неудобное, в болотистой местности, в дождь и в снег, дорога становится непроходимой.

Жители сёл Сульда и Дадеш говорят о воздействии БТК на их жизнь

В пресс-службе строительной компании сказали, что “в связи с подобными вопросами население должно обратиться к местным ведомствам самоуправления, с которыми ООО «Железная дорога Марабда-Карцахи» ведёт активную коммуникацию”.

Мэр Ахалкалакского муниципалитета Юрик Унанян говорит, что по вопросам проблем населения, возникших после построения железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, никакая компания с мэрией не ведёт какой-либо коммуникации. А что касается проблем населения, то, по его словам, в случае официального заявления со стороны населения, мэрия подключится, обратиться в соответствующие структуры, чтобы найти какие-то решения.

doroga cherez j d

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строилась с 2008 года на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Дорога официально была открыта 30 октября 2017 года. По официальной информации говориться, что на первом этапе Баку-Тбилиси-Карс (БТК) должен перевозить 6.5 миллионов тонн груза и один миллион пассажиров в год. А во втором этапе грузоперевозки должны были достичь до 17 миллионов тонн, а пассажиров 2 миллиона.

Сегодня, на вопрос, какой этап на данный момент и каковы показатели грузоперевозок, в компании “Марабда-Карцахи” отвечают, что сейчас тестовый этап и о показателях пока нет информации.

В Грузии было построено две станции: Ахалкалаки и Карцахи. Работы на станции “Карцахи” закончены, но её пока не открыли. В компании «Марабда-Ахалкалаки” отмечают, что так как БТК рассчитан на перевозки в год 5 млн тон груза, то положено иметь 2 станции.

Станция Карцахи будет использована как для пассажиров, так и для обслуживания грузовых составов.

“Работники в Карцахи будут обслуживать и грузовой состав и пассажирские перевозки, но пока не знаем сколько работников будет, мы пока строим”, – сказали в пресс-службе.

карцахи
Железнодорожная станция в селе Карцахи

По информации ООО “Марабда -Карцахи” с Ахалкалаки до Карцахи уложено 26.142 км пути европейского стандарта шириной колеи 1435 мм на железобетонных шпалах. Построено 53 искусственных сооружений, из них 5 мостов, в том числе мост через реку Крхбулах.

Завершены основные строительные работы железнодорожного тоннеля на границе Грузии с Турцией. Его общая длина 4470 метров, из них 2070 метров на территории Грузии.

тунель БТК
Тоннель, который начинается в Грузии и заканчивается в Турции

На станции Ахалкалаки завершены строительная и конструкционная части здания вокзала, облицовочные работы интерьера и экстерьера, монтажные работы устройств обогрева, вентиляции, кондицирования…

В грузовом районе завершено строительство контейнерной площадки и площадки для насыпных грузов, уложено 9 км железнодорожного пути различного назначения и 37 комплектов стрелочных переводов; завершено строительство здания тяговой подстанции, завершены основные строительные работы железнодорожных и автомобильных весов, ведутся строительные работы подземных коммуникаций, пункта смены тележек вагонов и других основных зданий-сооружений инженерно-технического назначения.

В пункте перестановки тележек грузовых вагонов осуществлён монтаж двух козловых кранов. Но пока станция работает частично. Пункт смены тележек вагонов строит компания “Artbuilding Грузия”.

колея

Железная дорога еще работает в тестовом режиме. Эксперты говорят, что сразу обещанных грузоперевозок не будет. Директор Центра исследования транспортного коридора Грузии Паата Сагареишвили считает, что пока нужно определенное время, чтобы грузооборот увеличился.

«От обещанной пропускной способности около 5 млн. тон в год на сегодняшний день железная дорога осуществляет на около 5%, то есть это показывает на данном этапе неэффективность железной дороги, так как грузопотоков таких ощутимых нет. Нужно определенное время, чтобы соответствующие структуры могли установить договорные отношения с другими государствами, откуда производится транспортировка груза в Грузию. Для этого потребуется 2-3 года», – говорит Паата Цагареишвили.

Директор центра геополитических исследовании Черноморского региона, политолог Ника Читадзе думает, что эффект от БТК будет чувствоваться по всей Грузии.

“С одной стороны сухопутные сообщения, с другой стороны морские сообщения. Это повысит роль Грузии, как транзитного государства, укрепит геополитическое и экономическое положение Грузии. Это будет видно по всей Грузии, в том числе и в регионе Самцхе-Джавахети”, – говорит Ника Читадзе.

Первый (15 вагонов) контейнерный груз Ахалкалакская станция железной дороги Баку-Тбилиси-Карс 2-го ноября 2017 года. Контейнеры с зерном прибыли из Казахстана.

По словам дежурного по станции Бидзины Бибилуридзе, иногда в день вагоны приходят три раза, а бывают дни, что не приходят.
“Последний груз проехал 5 мая, мы приняли и отправили 16 вагонов, до этого был ещё груз 3 мая”, – сказал Бидзина Бибилуридзе 6 мая, во время нашего визита на станцию.

pervi gruz
Первый груз на станции Ахалкалаки

В основном по БТК перевозят пшеницу из Казахстана. Вагоны приходят из Турции и отправляются в Узбекистан, Казахстан, Китай. Груз на станцию Ахалкалаки привозят в среднем два-три раза в неделю. На другие вагоны контейнеры перегружают с помощью крана. В течение всего прошлого 2018 года, по словам начальника станции Ахалкалаки Омара Осидзе, было перевезено 70 тыс тонн груза.

На территории Ахалкалакской станции еще идут работы. Осенью 2018 года закончили наладку канализационной и водопроводной системы.

“До декабря месяца уже закончим все работы. Будем строить дополнительные линии, станционные дороги. Установим на пешеходных мостах перила и т. д.”, – сказал начальник грузинского филиала “Азербайджанских железных дорог” Адалат Богиров.

По информации руководства ЗАО Азербайджанские железные дороги, по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс пассажирские перевозки должны были начаться во втором квартале этого года. Пробные пассажирские вагоны из Швейцарии прибили в Ахалкалаки 24 марта 2019 года. Эти вагоны Азербайджанские железные дороги заказали у компании Stadler. Они будут перевозить пассажиров на железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

pervi vagon
Первый тестовый пассажирский поезд

Ещё до начала строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, правительство обещало, что для жителей Джавахети со строительством и в последствии с эксплуатацией, появится много рабочих мест. Люди ожидали, что в смысле трудоустройства, проект послужит альтернативой российской военной базы, где были трудоустроены многие из местного населения.

Бывший гамгебели Ахалкалакского муниципалитета, а ныне председатель Сакребуло Наири Ирицян говорит, что они предлагали правительству, воздействовать на компании, чтобы взяли на работу местных жителей. Для этого даже составили списки желающих работать на стройке. В мэрии (Гамгеоба) тогда было зарегистрированно около 2000 заявлений. Однако официальной договорённости не было и тогда, строительные компании обосновали свой отказ от того, чтобы трудоустроить местное население отсутствием квалификации.

«Во-первых в селах сельчане не разрешали, чтобы железная дорога проходила через их поля. Во время встреч с министрами нам обещали, что население интенсивно будут вовлекать в работу. Мы в администрации, конечно неофициально, регистрировали заявления рабочих разных категории: трактористов, шоферов, рабочих и других. Из всего этого списка еле смогли трудоустроить 10-20 человек», – говорит Наири Ирицян.

Но есть из местных и такие, кто сам устроился на работу. Один из них Геронти Муромашвили. Он уже 8 месяцев работает на железной дороге Баку-Тбилиси-Карс.

“Я обратился туда за работой, и они меня приняли. Я работаю по своей специальности, я наладчик вагонов. Нас двое, из местных. Проблем с зарплатой не было, вовремя всегда получали”, – говорит он.

Какой финансовый доход получит страна от железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в Мерии Ахалкалаки не знают. Говорят, что этот вопрос касается Министерства Финансов Грузии. В бюджет Ахалкалакского муниципалитета с июня 2016 года перечисляется около 5 млн лари в год, однако в эту сумму также входит и арендная плата от территорий, используемых под ГЭС. Поступления от железной дороги Баку-Тбилиси-Карс входят в общий местный бюджет и тратятся на расходы муниципалитета.

Директор центра геополитических исследовании Черноморского региона, политолог Ника Читадзе говорит, что муниципалитет должен делать отдельные проекты в пользу населения на деньги, полученные от БТК.

“Нужно потратить эти деньги на сельское хозяйство, например, раздать удобрение сельчанам, осуществить конструктивные проекты, куда может быть вовлечено местное население. Организовать курсы переподготовки специалистов, потратить на инфраструктурные проекты, чтобы население работало там, например ирригационные системы, дороги. У муниципалитета должен быть бизнес план”, – говорит Ника Читадзе.

Пока от железной дороги Баку-Тбилиси-Карс особого эффекта не почувствовали ни в Ахалкалаки, ни в Грузии в целом. Однако, если экономика Грузии почувствует этот эффект автоматически с повышением количества грузоперевозок, то в Ахалкалаки вряд ли. Население здесь не думает о том, что может получать от этого прибыль, а правительство не проводит программы, которые бы помогали местному населению подготовиться.

Шушан Ширинян