С каждым годом все меньше и меньше сельских жителей Джавахети занимается животноводством, трудиться надо много, а прибыль мизерная. Молока мало, производимая молочная продукция продается только на местном рынке. В отличие от Грузии, в Эстонии ферма – это большое прибыльное производство.
Зима в Эстонии обилием снега похожа на джавахетскую, только пейзаж совершенно другой. Вместо заснеженных гор здесь заснеженные поля и густые леса. Еще одним отличием являются домики, хутора, которые расположены в Эстонии за километры друг от друга, аккуратные палисадники, елочки, которые служат частично заборами, сильно отличаются от сельской местности Джавахети, где дома расположены друг за другом, а основным украшением служат горки с кизяком. Однако есть и общее – заброшенные дома, и там и здесь их много.
Ферма, куда мы направились, находится между столицей Эстонии, Таллином и курортным городом Пярно. Посередине полей и лесов из далека видно здание, покрашенное в ярко желтый цвет, на передней части здания красуется черно-белая буренка. Здесь проходит дойка коров, процесс не требует особых человеческих усилий, все механизировано. Дояркам нужно только подключать коров к доильному аппарату. Здесь доят коров три раза в день. Ферма Виандра (Vändra OÜ) одна из больших в стране, здесь примерно 1500 коров, два огромных хлева и отдельно хлев для телят.
Ферма появилась после развала Советского Союза, на основе колхоза.
“Мы продолжили это дело, начиная с колхоза. Создали акционерное общество. Поехали в США, ознакомились с системой, и вот эти коровники построены по американским стандартам. У нас равнинный сорт коров, они большие. Система американская и европейская. В год одна корова дает 12 000 литров молока. Эстония по производству молока в Европе на втором месте”, – говорит один из совладельцев фермы Ян Топол.
Процесс дойки
Отдельный хлев для телят
У фермы четыре крупных акционеров. По словам владельцев, оборот фермы в год составляет 6 200 000 евро, а доход только за 2018- ый год 1 300 000 евро. Цена за тонну молока составляет 320 евро.
Эти цифры получаются при налаженной системе скотоводства: дойка происходит 3 раза в день, скотина, которая зимой все время в хлеву, получает в корм силос, кукурузу, солому, а иногда и сою, ячмень и рожь, в зависимости от необходимости. А необходимость решает компьютерная программа и чипы, прикрепленные к ушам. Осеменение здесь делают лабораторно, бычков продают.
Кормежка механизирована
Одна из акционеров и по совместительству менеджер, Энне Ваккман, бывшая учительница русского языка.
Возникает вопрос, как прокормить столько голов скотины. У этой фермы 4000 гектара пастбищ. 2100 из которых собственные земли, а остальная часть арендована. Да и помощь от Евросоюза огромная. За один гектар пастбища фермер получает от Евросоюза 81 Евро, а если ферма посадит для корма зерновые или кукурузу, то это еще и дополнительная сумма за охрану природы, что добавляет еще 50 Евро за гектар. Аренда одного гектара земли составляет 100 Евро. Европейские дотации ферма получает даже если земля взята в аренду.
Ян Топол один из акционеров, агроном по профессии занимается всеми вопросами, которые касаются полевых работ
В целом на ферме работают 28 человек, а на фирме 60 человек. Несмотря на прибыльность, дети акционеров скорее всего это дело не будут продолжать, приоритеты у молодых другие.
“Они у меня уже в Таллине, а я уже пенсионер. Потом свои акции продам. Сейчас в моде IT, работа с компьютером. Это легче”, – говорит Ян Топол.
Кристина Марабян