Вопрос признания Геноцида в очередной раз закрылся


О политике Грузии относительно признания Геноцида армян, о заявлении Самвела Петросяна в Парламенте и об отношениях двух соседних стран интервью jnews.ge с политологом, экспертом армяно-грузинских отношений Джони Меликяном.

-В эти апрельские дни в разных уголках мира идёт процесс признания Геноцида армян. Какая политика у Грузии относительно этого вопроса и почему?

В вопросе признания Геноцида армян стратегия Грузии довольно таки непонятна и в основном зависит от политики других стран региона. Так как у Турции и у Азербайджана есть довольно таки серьёзное экономическое влияние на Грузию, сложно представить себе, что в один день этот вопрос решиться.

Насколько речь Самвела Петросяна в Парламенте достигла своей цели, почему не последовали обсуждения относительно признания Геноцида?

Что касается заявления Самвела Петросяна, то, по моему мнению, необходима была серьёзная предварительная подготовка. Надо было возможность армянских общественных организаций использовать по направлению информирования о Геноциде. Но, было сделано заявление, на которое отреагировали депутаты азербайджанцы и к ним присоединился представитель «Национального движения», которые сделали нелепые заявления, искажающие историю. Итак, понимая, насколько сильно влияние Турции, понятно почему никто из 150 депутатов Парламента не отреагировал, и этот вопрос в очередной раз закрылся…

-Насколько организованно действуют джавахские армяне и вообще армяне Грузии в вопросе признания Геноцида. Почему, в отличии от других общин диаспоры, у нас нет серьёзных достижений в этом вопросе?

Мне кажется, до того как обращаться к вопросу Геноцида, наша община должна быть активна в вопросе защиты своих политических интересов, они должны быть едины и решить вопрос присутствия в органах власти. Если у нас будет сильная община, то будет и решение некоторых вопросов. У нас ещё долгая дорога в Грузии и довольно таки много проблем, которые носят социальный характер, поэтому признание Геноцида это вторичное по значимости, а то и третичное.

-Что даст армянам признание Геноцида армян со стороны Грузии, и в какой ситуации может она оказаться?

Если представим, что Грузия однажды изъявит желание признать известный исторический факт, то у неё будут проблемы не только с Турцией, но и с нашим противником – Азербайджаном. Так как эти страны для Грузии являются первыми торговыми партнёрами, даже в сфере инвестиций, а также являются ключевыми фигурами в вопросе энергетической независимости Грузии, так что по всем этим направлениям могут возникнуть проблемы. Торговый оборот Грузии с Турцией в 2014-ом году составил 1,5 миллиард, а с Азербайджаном – 1,2 миллиард. В сфере инвестиций в Грузии Азербайджан находится на втором месте – 300 миллионов долларов США.

-Обращаясь к вопросу разных внешнеполитических векторов Армении и Грузии, как это влияет на джавахских армян?

Грузия наша соседняя страна, которая является очень важным партнёром, через эту страну у нас есть дорога к нашему стратегическому партнёру – России. Более 80% из нашей торговли перевозится через Грузию. С другой стороны Республика Армения тоже немаловажный партнёр для Грузии. Мы входим в десятку торговых партнёров Грузии, по количеству туристов, посещающих Грузию, граждане Армении на третьем месте, что составляет довольно таки серьёзную цифру. В последнее время идёт сотрудничество в сфере энергетики, что будет иметь серьёзное влияние в будущем. Наконец Грузия, как и Армения ценит межгосударственные отношения и постарается не ухудшать их, так как новые власти с момента прихода ведут сбалансированную внешнюю политику. Хотя они не очень хорошо работают на данный момент, но факт то, что Грузия до сих пор очень осторожно подходит к вопросу желания своих соседей Азербайджана и Турции создать военный союз. Возможности наших стран очень ограничены, но и Ереван, и Тбилиси на официальном уровне и в других направлениях будут сохранять тот набранный положительный потенциал, который существует сегодня.

Наш военный союзник – Россия всё это понимает, а продолжение отношений Республики Армения с Евросоюзом тоже своего рода залог того, что Брюссель так же, как и Россия не будет препятствовать отношениям наших двух стран – Армении и Грузии.

Агуник Айвазян