Премьер-министр Армении Никол Пашинян возможно сегодня подаст в отставку, как об этом говорил 2-ого октября. О причинах отставки, результатах Бархатной революции и разнице между революциями в Грузии и Армении Jnews побеседовал с политологом Гелой Васадзе.
– Можно ли считать Бархатную революцию в Армении завершенной?
Армения является парламентской республикой, а большинством в парламенте являются далеко не революционные силы, скорее очень даже наоборот, то соответственно революция в Армении еще не произошла. То есть в Армении 8-ого мая сменилась исполнительная власть, но не изменилась власть законодательная. А что для парламентской республики вообщем-то показательна. При парламентской республике, основное ядро власти находится в парламенте.
Любая революция заканчивается легитимизацией власти. Ну возьмем классический пример, который нам очень хорошо известен Революция роз. Революция роз произошла 23 ноября, был вход в парламент. 24-ого ноября Шеварнадзе подал в отставку, но дальше пошла легитимизация власти, то-есть 5-ого января были выборы президента, а в марте были выборы в парламент. Можно сказать полностью революционная власть Революции роз была лигитимизирована в марте 2004-ого года. В Армении этот процесс затянулся по вполне объективным причинам.
– С чего надо было начать Пашиняну?
Что касается первого случая понятно, что после того как Никол Пашинян пришел к власти, и все что мы наблюдали за это время, ему нужно было выстроить свою структуру власти. Ясно же, что в структуре исполнительной власти фактически все были от старой власти. Серж вообще сидел как влитый. На всех уровнях общества у Сержа были свои сателлиты и это была достаточно четко организованная структура, которая разрушилась в силу того, что когда очень жесткая структура, она обычно не гнется, а ломается. Поэтому важна демократия, которая позволяет избежать вот таких резких переходов. Но демократии не было и мы стали свидетелями того, что структура просто развалилась. После Николу нужно было практически создавать новую структуру, что, кстати, несмотря на то, что говорили скептики, что у него не получится, у него получилось и достаточно хорошо. Он взял под контроль самое главное, правоохранительные, силовые структуры и в принципе все шаги, которые сейчас называют борьбой с коррупцией, еще о чем-то все эти шаги на этом этапе необходимо рассматривать, как организацию своей структуру власти и очистку от старой структуры. Это не хорошо и не плохо, это просто объективная реальность, которая стоит перед любой властью в том числе Пашиняна, но логическим завершением всего этого естественно являются внеочередные парламентские выборы. В этом случае Пашиняну нужно отдать должное, он дождался выборов в совет старейшин Еревана, убедился в том, что у него по прежнему большая народная поддержка. А его народная поддержка связана с тем, что народ столько времени ждал перемен и настолько хочет, чтобы получилось, что Пашиняну конечно дадут время, тем более они прекрасно понимают, что пока у него нет всей полноты власти.
– Достаточно ли времени прошло, чтобы сделать выводы о власти Никола Пашиняна?
Сейчас главная интрига в том, что произошло 2-ого октября. Когда парламент нынешний попытался самосохранится. То есть самым простым выходом было блокировать здание парламента и просто не впускать туда депутатов. И тогда в течении 2 недель парламент считался бы распущенным. Парламент принял закон, согласно которому этот путь блокировался, потому что если кто-то блокирует здание парламента и у депутатов нет возможности осуществлять свои полномочия, то тогда соответственно просто сессия переносится не распускается. После чего Пашинян продемонстрировал силу выведя на улицу своих сторонников и их оказалось очень много. За какие-то пол часа ему удалось собрать 100 000-ый митинг. Кроме всего прочего давайте обратим внимание к фигуре Гагика Царукяна, которая очень важна, которую я считаю ключевой во всех этих событиях. Во время голосования в парламенте 2-ого октября Царукян был в Москве, где проводил консультации. Нужно хорошо понимать структуру действующей парламентской власти Армении, это предприниматели, у многих из которых бизнес связан с Россией, особенно если говорим о “Процветающей Армении” или Царукяне. Поэтому то, что было там сказано Царукяну было очень важно. Царукян возвращается в Ереван, и что он делает, он сначала собирает “Процветающую Армению” и говорит, что вы ошиблись не поддержав Пашиняна. А после этого еще 15 депутатов республиканцев заявляют о том, что они поддерживают Пашиняна и готовы к внеочередным парламентским выборам в Армении. Это очень важный, ключевой момент.
– Вы считайте, что Царукян получил какие-то указания из Москвы?
Не указания. Это не значит, что предписали Царукяну поддержать Пашиняна, нет. Он выяснял настроение истеблишмента российского, ко всем этим процессам у предпринимателей армянского происхождения, которые есть в России. Но так или иначе видно, что в России достаточно серьезная диаспора и достаточно серьезный круг людей, которые могут влиять на события в Армении. Я думаю, что по итогам всех этих консультации Царукян вынес вывод свой.
– Какие развития могут ожидать нас после выборов?
Пашинян собирается подать в отставку. По конституции нужно, чтобы выдвигался премьер, а теперь идет спор между юристами, что если в течении 2 недель никого не выберут, тогда парламент распустить можно будет? Нельзя. Конечно Пашиняну выгодно, чтобы никого не выбрали, чем выдвигали кого-нибудь. Идет юридический спор, я думаю, что этот спор больше формальность сегодня, которая закончится в пользу Пашиняна. По одной простой причине, большинство активного населения Армении сегодня поддерживают Пашиняна и верят, что он сумеет провести те реформы, которые давным давно могли, но это все он сумеет сделать только имея большинство в законодательном собрании. Не менее важный и интересный вопрос – будет ли участвовать на выборах республиканская партия. Насколько я знаю, идет очень серьезная дискуссия по этому вопросу. Есть люди, которые считают, что им не нужно участвовать на выборах, которые они проиграют. Есть достаточно большое количество избирателей, которые готовы сегодня поддержать оппозицию, но готовы ли они поддержать оппозицию в виде республиканцев это вопрос. Я думаю, что республиканцы все таки будут участвовать на выборах, более того получат какие-то голоса небольшие. Это очень важно для Армении потому что революционная власть хороша, когда есть оппозиция. Оппозиция должна быть.
– Насколько разные революции в Армении и в Грузии. На какие грабли Грузии наступит и Армения?
Как писал Толстой, “Все счастливые семьи, счастливы одинаково, и несчастные, несчастны по-своему”. Поэтому настолько разные революции в Грузии и в Армении? Вот насколько разные Ереван и Тбилиси, настолько разные и революции. Понятно, что совсем другой исторический период. Совсем другой международный контекст. Не нужно забывать элементарную вещь, когда Саакашвили пришел к власти, мы были на уровне ниже плинтуса, нулевой цикл был. В Армении несмотря на то, что да, очень много проблем, но давайте не будем забывать, что Армения прошла много интересных и важных реформ. Был подписан договор с Европой – SEPA. Принцип “E” был в международной политике, так, что не сравнить Грузию, которую получил Саакашвили и ту Армению, которую получил Пашинян.
Кристина Марабян