Электронная система государственных закупок делает процесс отбора исполнителей работ, проводимых на государственные деньги прозрачным и доступным для участия в этом отборе, однако это не обеспечивает качество проделанных работ.
За последние 8 лет можно следить за тем, кто участвует, кто выигрывает тендеры на государственные закупки, какие у них отвественности и как они должны осуществить работы. Казалось бы всё расписано, всё должно идти по плану и идеально, однако результаты некоторых государственных закупок доказывают обратное.
В конце 2017-го года обустроили спортивную площадку около детского сада №3. Спустя 5 месяцев площадка рухнула во время игры детей. Строители сказали, что они стяжку сделали столько, сколько было предусмотрено по проекту. После разрушения строитель исправил, так как сроки гарантии пока не истекли. Однако площадка разрушилась и во второй раз, теперь уже в другой части поля.
В детском саду №3 в 2016-ом году провели ремонт. В этом году, когда начали работать новые группы в отремонтированных комнатах, выяснилось, что в комнате нет плинтусов, а двери без стекол. Ремонт детского сада проводила компания «Интер». Из компании сказали, что плинтусов в проекте не было, а двери ставили не они.
Самый последний пример, когда в результате госзакупок работы не дали ожидаемого результата, был в этом году. В селе Алатуман проводили новую линию водопровода, потратили 205 840 лари, однако вода не идет по этим трубам. Сельчане опять таскают воду от родника, который находится в центре села. На каком то этапе закупок не предусмотрели, что водопровод должен будет подняться на возвышенность прежде чем дойти до села.
Кроме того, до недавнего времени асфальтирование улиц проводили, оставляя под асфальтом люки от колодцев. Строители оправдывались, что их не было в проекте, а проектировщик оправдывался, что виноваты строители и ООО Ахалкалакский сервис объединенного водоснабжения, который не предоставил информацию о наличии канализационных люков.
Тендерная система разделила отвественность на каждом её этапе. В итоге получается, что когда работы не дают ожидаемого результата очень сложно найти виновных, строитель сделал всё, как было в проекте, проектировщик спроектировал согласно имеющимся фактам, проект был одобрен соотвествующей организацией, а принимающая комиссия принимает работы, так как строитель не виноват, он делал всё по проекту. Получается, что контроль ведётся недостаточный на каждом этапе тендера.
Электронная система госзакупок была внедрена в Грузии для обеспечения прозрачности и роста конкуренции. На государственном сайте tenders.procurement.gov.ge можно найти все тендеры, которые состоялись и все контракты, которые были подписаны после тендеров.
До объявления тендера на конкретную работу в начале мэрия объявляет конкурс на составление смет. Смету отправляют на проверку в Национальное бюро экспертизы имени Самхараули и после получения экспертной справки объявляется тендер. К тендерной документации полагается и экспертное заключение.
По словам эксперта по государственным закупкам Гиоргия Баджелидзе, экспертная организация в некоторых случаях проверяет проектную документацию, в некоторых – нет.
«Некоторые тендеры они объявляют без справки «Самхараули», некоторым проектам по закону нужна справка, некоторым нет. Смотря какая сумма, и что они делают. Если новая стройка или капитальный ремонт обязательно нужна экспертиза, а если внутренний ремонт – то нет. Я сам не доверяю «Самхараули», потому что они тоже замешаны в некоторых манипуляциях. Они одна цепочка»,- говорит Гиорги Баджелидзе.
По словам эксперта, электронная система госзакупок на 100% прозрачна и тут каждый может найти всю информацию о тендерах.
«Единственная проблема в том, что МВД, СГБ и администрация правительства Грузии свои контракты скрывают, которые делают без тендера. В остальном все есть. Торги происходят прозрачно, после того как торги заканчиваются можно увидеть победителя. Но прозрачность не означает, что все хорошо. Некоторые закупщики тендеры объявляют так, чтобы они были удобны только одной компании, они подыгрывают одной компании», – говорит Гиорги Баджелидзе.
По словам Гиоргия Бажелидзе, тендерное предложение должны контролировать закупочные организации.
Часто выигравшая компания очень много снижает первоначальную сумму. При снижении 20% компания должна предоставить закупщику справку, что он может за пониженную сумму проводить работу и что при этом не пострадает качество.
«Снижение не должно влиять на качество. Это влияет только на кампанию. Если так снижают цену это означает, что первая у тендера завышенная цена, и второе принесут некачественный материал, по дешевке. Тут уже принимающая сторона должна показать некачественность работы и не принимать. Конечно при большой начальной цене будет большой откат, который не исключен», – говорит он.
В Ахалкалакском муниципалитете в 2018 году было объявлено 58 тендеров, есть тендеры которые включают в себя несколько работ и 11 тендеров, которые были объявлены, однако по разным причинам не состоялись. 7 компании были оштрафованы из-за того, что не смогли уложиться в сроки. Штраф зависит от контракта и составляет от 0,02 % до 5% от суммы договора. Оштрафованные компании следующие: ООО «Та-Та», индивидуальный предприниматель «Норайр Налбандян», ООО «Аикози», «Кока 2010», «Либо», «Самасвали 1», который оштрафован два раза и индивидуальный предприниматель Эдуард Саарян.
Однако данные штрафы не касаются качества проделанной работы, штрафы только определяются за то, что опоздали со сдачей работ.
Электронная тендерная система позволяет сэкономить суммы от торгов, и на это проводить другие инфраструктурные работы. В Ахалкалакском муниципалитете от тендеров в 2015 году сэкономили приблизительно 430 194 лари, в 2016 году 629 513 лари, в 2017 году 607 138 лари, а в 2018 году, по состоянию 17 августа сэкономлено 348422 лари. На сэкономленные деньги Ахалкалакский муниципалитет проводит дополнительные проекты.
Система работает уже 8 лет, однако необходимость в доработке пока чувствуется.
Шушан Ширинян