В Джавахети есть потенциал конного и пешего туризма


Директор туристической группы ATG Тамаз Улумбоели считает, что в Джавахети большой потенциал развития туризма. Подробнее об этом в интервью jnews.ge с Тамазом Улумбоели.

– Каков туристический потенциал в Джавахети?

Давайте начнем с той точки зрения, что сам ландшафт местности дает хорошую возможность развивать конный туризм. И допускаю абсолютно все исторические моменты, потому что все архитектурные комплексы только украсят возможность, которая у вас там есть. У вас там нет крутых склонов, можно определить хорошую трассу с определенной обстановкой и т.д. Поэтому я бы например остановился на этом моменте тоже. Второй потенциал это у Вас пеший туризм, который тоже можно будет определить и разграничить, начиная скажем с Бакуриани, через Табацхури, там где-то скажем переночевать, пойти дальше в Манглиси.

– А что надо будет сделать для развития этого потенциала?

Инфраструктура там должна быть. Необязательно, чтобы там были построены 5-6 или 15 этажные гостиницы, больше всего людей интересует уровень жизни, быт, как пекут хлеб. В основном в этом регионе присутствует культурный этнос. У них есть свои обычаи, своя кухня, которая будет интересовать людей. Скажем поехали в Бакуриани покушали один вид продукта, своеобразный ужин, посмотрели народные песни, танцы. Поднялись наверх там уже другой этнос, другая культура. Есть конечно переплетение, но фактически что-то другое и вот это уже интересно будет. Вы ни одного туриста не удивите в фешенебельных гостиницах, машинах и ресторанах. Все это у них есть там. В основном их интересует именно тот колорит, тот ландшафт, своеобразная культура, тем более, что Грузия у нас многокультурная страна.

– У нас много озёр и речки текут, что Вы скажете на счёт рыболовного туризма?

Я был очень рад, когда ездил к Вам. Не осталось деревни, в которой я бы не был, и, фактически, в каждой деревне минимум одно озеро есть. Возле этих озер можно сделать маленькие беседки, скажем пару мостов и человек может просто за день обойти несколько сел. А что значит рыболовный туризм. Это означает, что он там остановился, там надо ему поесть, попить, поужинать и если это будет к концу дня, то где-то и поспать.
Если они разводят рыбу, чтобы потом поймать и продать, это рыба будет приносить двое больше денег, потому что есть такое понятие поймал и отпустил. Турист может поймать 10-20 кг рыбы и столько ему не нужно, он может оставить на усмотрение хозяина. Или скажем можно установить квоту, что рыбу определённого размера обязательно должны отпустить. В зависимости от того какой турист. Если это турист из-за границы, для него это не чуждо, а если турист из Кутаиси или Тбилиси, ну его нужно сажать в какие-то рамки.

– Потенциал есть, он не используется, кто должен взяться за это, частный сектор? Государство?

Я бы сказал так, если взять скажем опыт Сербии, которая сейчас является наиболее востребованной в Европе и среди европейцев, они смогли за 5-10 лет достичь такого уровня, что все туда стремятся. Это делается сообща. Муниципалитет и скажем деревня или район вместе с теми людьми, которые имеют интерес или возможность что-то построить, отстроить, пристроить более комфортабельно, чтобы человек мог отдохнуть или принять душ, согреться. Власти должны подумать, чтобы хотя бы были дороги и какие-то указатели, как туда заехать, как сюда поехать, что находится там. В Принципе они могут пользоваться google или GPS, но указатели дают визуальность. Государство может финансировать культурные коллективы, может организовать маленькие фестивали, которые будут влиять на развитие туризма.

Шушан Ширинян