“Мы идем в правильном направлении, но медленно”


Jnews.ge побеседовал с бывшим министром примирения и гражданского равноправия, конфликтологом Паатой Закареишвили об оккупированных территориях, об евро и НАТО интеграции и о процессе интеграции национальных меньшинтсв Грузии.

Какова ситуация в отношениях с Абхазией и Южной Осетией, как можно объяснить непонятную гибель Арчила Татунашвили в Цхинвали и задержку передачи его тела семье?

С политической точки зрения ничего не происходит. С гуманитарной точки зрения происходят ужасные вещи… Человека могут взять живым, потом вернуть мертвым. Это потому, что там нет контроля и никто ни за что не отвечает. Люди там не защищены, ни полиция, ни прокуратура не может защищать людей. Потому как за мнимой ненапряженностью, спокойствием прячутся ужасные вещи, как Татунашвили, пару лет назад был убит человек из Мегрелии.

– А как Грузия может противостоять этому в нынешней ситуации?

Надо больше диалога, больше контакта или переговоров, чтобы больше информировать людей и, чтобы больше не происходили такие вещи, а на то, что происходило, нужно проводить справедливое расследование. Второй человек умирает. Если никто не будет наказан, завтра подобное повторится.

И всё же в чём причина затягивания передачи тела Татунашвили?

Потому что хотят спрятать следы преступления. Чем долго затягивают, тем больше исчезнут следы, по которым можно определить в каких обстоятельствах погиб человек.

А как Вы оцените доклад Люка Коффи из Heritage Foundation о вхождении Грузии в НАТО путем некоторых исключении?

Люк Коффи – известный человек, но он не политик, а эксперт. Он не представляет политическую структуру НАТО, он не из НАТО, он представитель одного из исследовательских институтов. Соответственно это его мнение, которое мне нравится. Это было бы здорово, если нечто подобное озвучили бы не только эксперты, но и высокопоставленные лица НАТО, а они ничего не говорят.

А что означает это исключение для Грузии, какова уступка с нашей стороны?

Членом НАТО становится не государство, а территория. Исключение 5 пункта говорит, что мы не будем вовлекаться из-за этих территорий в конфликт с Россией. Мы Грузию принимаем всей территорией, просто юрисдикция НАТО не может на прямую распространяться на оккупированные территории пока эта территория оккупирована. НАТО говорит, чтобы у Вас не было иллюзии, что при вступлении в НАТО начнется война НАТО с Россией.

– А Грузия готова принять такое предложение, если оно будет не со стороны эксперта, а со стороны отвественных лиц?

Я не знаю примет или нет, но я просто посоветовал бы, чтобы грузинское правительство внимательно изучило эту тему и нашло все возможности, чтобы согласиться с этим. Это как игра в теннис, к нам бросают мяч, и мы также должны ответить ударом. Оттуда никакого мяча нет, мы не можем диктовать НАТО как нас принять, они должны диктовать. Мы не можем сказать примите нас. И пока от них предложении нет, мы слишком много шума поднимаем без ничего. Этим больше интересовались журналисты и это правильно, они должны реагировать, но политики молчат. От НАТО должна пойти инициатива, а так это будет мнение хорошего эксперта, но не более того.

Сейчас создаётся такое впечатление, что стремление Грузии к НАТО уменьшилось? Так ли это и почему?

Это печально, но я тоже к сожалению такого мнения. Конечно Грузия должна больше делать. Нам к членству в Евросоюзе еще далеко, потому что у нас с Евросоюзом нет границ, зато есть с НАТО – Турция. Поэтому вероятность вступления в НАТО больше и Грузия должна делать все, чтобы свое домашнее задание выполнить. НАТО не военная организация, а военно-политическая организация, и мы должны больше упора делать на политический контекст, на демократизацию общества, на децентрализацию, чтобы в регионах было больше власти, на свободу суда, на права национальных и религиозных меньшинств. Мы должны быть достойными членами НАТО. Очень медленно идет процесс. Я не хочу создавать мифы, но мне кажется из постсоветских стран по демократическим реформам впереди всех Грузия. Хотя я конечно, как гражданин Грузии, хотел бы больше. Мы идем в правильном направлении, но медленно идем.

Как бывший министр по вопросам примирения и гражданского равноправия, как Вы оцените уровень интеграции национальных меньшинств Грузии?

Опять таки идет медленно. Больше радует, что в Тбилиси приезжают учится больше молодых людей, потому что высшее образование Грузии неплохое, но мне больно что этим мало пользуются представители национальных меньшинств. Хотя я вижу, что постепенно увеличивается количество молодых людей, которые едут учится в Тбилиси и это здорово.

Шушан Ширинян