В контексте Европейского Союза, Восточное партнерство обозначает структуру отношений с шестью государствами к востоку от Европейского Союза – Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Украиной и Белоруссией. С каждой из этих стран выстраивается своя модель отношении.
Страны “Восточного партнерства” объединены общим прошлым в СССР, однако будущее планируют в разных векторах. Грузия, Молдова, Украина активно заявляют о планах вступления в ЕС. Азербайджан, Армения и Беларусь больше склоняются к принципу многовекторной внешней политики.
24 ноября, в Брюсселе завершился саммит «Восточного партнерства», в ходе которого было принято 20 практических целей, которые необходимо достичь к 2020 году. На саммите главы государств и правительств стран — членов ЕС обсудили с представителями Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана и Белоруссии дальнейшую интеграцию и приняли итоговую декларацию.
Участники саммита одобрили полное вступление в силу соглашений об ассоциации с Грузией, Молдавией и Украиной, отметив, что соглашения предусматривают ускорение политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским союзом. Также в ЕС отметили, что будет оказана финансовая поддержка восточным партнерам, но при условии осуществления конкретных реформ.
Эстония как председатель ЕС уделила “Восточному партнерству” политическое внимание и не только. В разных сферах Эстония старается помочь и Грузии и Украине, то конкретным финансированием, то конкретными советами и экспертным мнением.
“Для многих людей, несомненно, крайне важен безвизовый режим посещения стран Шенгенской зоны – такая возможность сегодня уже доступна гражданам не только Молдовы, но и Грузии и Украины. Менее актуальным для простых граждан было вступление в силу соглашений об ассоциации, заключенных между Европейским Союзом и Грузией, Молдовой и Украиной.
Это самые прогрессивные соглашения, когда-либо заключенные между Европейским Союзом и третьими странами. Благодаря соглашениям эти партнеры стали политически и экономически ближе к Европейскому Союзу. Формула проста: партнеры перенимают нормативно-правовую базу ЕС, и за это им постепенно открывается доступ к внутреннему рынку Европейского Союза.
Вступление в силу данных соглашений не означает окончания сотрудничества – как раз наоборот. Новые обязательства, в частности, осуществление реформ, дают партнерам возможность требовать от Европейского Союза больших уступок в будущем”, – отмечается в пресс-релизе Свена Миксера, министра иностранных дел Эстонии.
С целью более подробно рассказать об эстонском опыте вступления в ЕС, в Киеве Эстонский центр восточного партнерства и Украинский кризисный медиа центр организовали встречу с украинскими и грузинскими региональными журналистами.
На встрече Эстонию представляли Ханнес Румм советник по стратегическим коммуникациям в Министерстве иностранных дел Эстонии и Яан Реинхольд директор Эстонского центра Восточного партнерства и посол ЕС по особым поручениям по политике Восточного партнерства.
Ханнес Румм перечислил все 8 стран, которые входят в Восточное партнерство, и провел экскурс по развитию отношении между ЕС и Арменией, с которой был заключен договор о сотрудничестве, также рассказал о том, что двухсторонний договор предполагается заключить и с Азербайджаном, о снятии большей части санкции с Белоруссии, и упавшей с 80 до 35-40% поддержки пути в ЕС Молдовы. Об Украине и Грузии Ханнес Румм рассказал основательнее. По мнению Ханнеса Румма позитивная динамика фиксируется в обеих странах и в Украине и в Грузии.
“В Украине например Эстония самый большой инвестор. Потому что мы Украине, особенно после событий 2014 года, выделяем примерно 2 500 000 евро, а Грузии 1000 000 евро в год. Это только эстонская инвестиция. Есть еще и хорошие доноры и удачные истории с вашей стороны, и мы конечно очень довольны результатами. Эстонской экспертизе доверяют и другие партнеры по ЕС, которые также очень авторитетны. В принципе эти деньги и помощь и экспертиза самое главное, что мы выделяем вашим странам, однако намного больше чем эти цифры, которые я озвучил важнее экспертное мнение. Поэтому во время президентства Эстония обратила большое внимание конечно восточному партнерству. Организовали во время последнего полугодия 4 встречи министров ЕС и восточного партнерства. Встречались с министрами Юстиции, внутренних дел, МИД, транспорта и далее. Если суммировать для нас Восточное партнерство – это не только политика, но и политика, которая должна поддерживать такие практические шаги на встречу. Мы также ждем от Украины и Грузии продвижение вперед -это конечно в первую очередь проведение реформ. Мы эстонцы и прибалтийские страны очень хорошо все это понимаем. Мы этот путь прошли как вы проходите сейчас”, – говорит Ханнес Румм.
О том, что тернист был путь и для Эстонии во время вступления в ЕС рассказал и Яан Реинхольд.
“Когда мы вступали в ЕС 77% населения Эстонии поддерживали вступление и это легко объяснить. Когда Эстония только вступала в ЕС ВВП Эстонии был где-то 45%. Сейчас ВВП выросло до 55%, что чувствуется на карманах обычного эстонца, и показывает , что членство в Ес нам действительно помогло. 70% экспорта Эстонии реализуется в странах ЕС. То что в ЕС работает принцип рынка открытого труда и когда был экономический кризис и те Эстонцы, которые потеряли рабочие места свободно могли ехать в другие страны ЕС. Хочется поделиться опытом касательно вступления в ЕС. Тогда Эстонии казалось унизительным стучатся в дверь ЕС, и мы знаем, что и Украина и Грузия тоже стучатся в двери ЕС, эту дверь не так-то легко открыть.
В 90-ые ЕС думал, что да, можно принять Венгрию, Польшу, Чехию, но не балтийские страны, где уровень экономики был не на том уровне, чем надо было. Вступление в ЕС Эстонии длилось долго и проверяли более тщательно, все требования для того, чтобы присоединиться к ЕС. Так что в итоге у нас не было коррупции и мы имеем независимую судебную власть. И мы это должны были показать не раз, не два и не три. Сейчас и Грузия и Украина находятся в том положении, что надо показать себя, что действительно способны выйти на Европейский уровень”,- говорит Яан Реинхольд директор Эстонского центра Восточного партнерства и посол ЕС по особым поручениям по политике Восточного партнерства.
С 2009 года, когда была инициирована программа “Восточного партнерства” Европейский Союз оказал поддержку странам–партнерам на общую сумму более 5,4 миллиарда евро.
Кристина Марабян