Армения рассматривает возвращение контроля над железными дорогами у России

Армения рассматривает возвращение контроля над железными дорогами у России

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в интервью Общественному телевидению во вторник предположил, что Армения могла бы вернуть себе контроль над своими железными дорогами у России, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества и создать международный маршрут через страну.

В 2008 году было подписано 30-летнее концессионное соглашение, предусматривающее передачу армянской железнодорожной системы ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», созданному Российскими железными дорогами.

Во вторник Пашинян заявил, что после недавнего обращения к российской стороне по поводу восстановления участков железной дороги был получен, по-видимому, положительный ответ. Однако он поднял «очень важный практический вопрос» в контексте региональных коммуникаций.

Говоря о маршруте Трампа, призванном соединить Азербайджан с его эксклавом Нахичеван, Пашинян заявил, что ясно, что маршрут пройдет  от Зангелана в Азербайджане через Мегри в Армении, а затем продолжится до Нахичевана.

Однако, что касается продолжения строительства железной дороги, Пашинян заявил, что существуют «два конкурирующих варианта». Один из них — это уже объявленный Турцией и Азербайджаном проект строительства новой линии от Карса в Турции до Нахичевана. Другой вариант — через Армению, от Ерасха до Ахурика, где уже существует железная дорога.

Он отметил, что в Ерасхе, граничащем с Нахичеваном, не хватает всего нескольких километров пути, в то время как в Ахурике, граничащем с Турцией, недостающий участок «еще короче».

«Здесь мы видим, что в международном контексте тот факт, что этот участок железной дороги находится в управлении России, используется для того, чтобы представить маршрут Карс–Дилучжу как более выгодный. Это проблема для нас, потому что получается, что мы теряем свои конкурентные преимущества в ситуации, когда у нас уже есть готовая железная дорога», — сказал Пашинян.

Он также предположил, что решение с Россией должно быть найдено «в дружественной, дружелюбной и братской логике».

Пашинян заявил, что поднимал этот вопрос во время своих встреч с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

«Я сказал: мы движемся к нормализации, мы движемся к миру, то есть мы уже находимся в мирной ситуации, и эта железная дорога проходит через Армению — так зачем тратить несколько миллиардов долларов на создание того, что уже существует?» — сказал Пашинян.

На этот вопрос был дан «дипломатический ответ», добавил он.

Ссылаясь на комментарии в международных СМИ и международных аналитиках, которые представляли армянскую железную дорогу как «российский маршрут», правительство Пашиняна пришло к выводу, что российский фактор «является главной проблемой, и нам нужно понять, какие решения у нас есть».

«Речь идет о долгосрочных стратегических интересах Армении, и все дружественные нам страны должны быть заинтересованы в том, чтобы наши интересы были соблюдены, а не наоборот — чтобы наши интересы зашли в тупик», — сказал Пашинян.

Армения «никогда не предпримет действий» против России

В ходе того же интервью во вторник Пашиняна спросили об опасениях России по поводу более тесных связей Армении с ЕС и ее шагов по вступлению в этот блок.

С января Москва утверждает, что ЕС стремительно превращается в «агрессивный военно-политический блок», «стратегический курс которого направлен на конфронтацию с Россией».

«Везде, со всеми нашими партнерами, мы разделяем следующую идею: нанесение вреда России или российским интересам не входило, не входит и не будет входить в наши планы. Это исключено», — сказал Пашинян. Он добавил, что они довели позицию Армении до России, а также до других международных партнеров.

Пашинян также заявил, что они учли опасения российской стороны, приведя в пример «маршрут Трампа».

Он подчеркнул, что России предлагалась возможность создать проект, подобный «маршруту Трампа», «в течение последних пяти лет».

«Конечно, никакого “маршрут Трампа” там не было, но нам нужно было всего пять слов, пять слов. Эти слова — территориальная целостность, суверенитет, юрисдикция, взаимность и неприкосновенность границ. Мы сказали: “Запишите эти пять слов на бумаге, и я готов подписать этот документ в любое время”», — сказал Пашинян, добавив, что в его словах нет преувеличения.

 

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.

Поделиться: Facebook Telegram

Ещё по теме