Семейная миграция в селе Апния

Семейная миграция в селе Апния

Сезонная семейная миграция — исключительное явление для Ахалкалаки. Апния — одно из немногих сел, где миграция носит семейный характер. В нашем регионе, в основном, наблюдается трудовая миграция, когда один или несколько членов семьи уезжают в другую страну на заработки.

Чтобы узнать, какой образ жизни ведут жители села Апния, чем обусловлена семейная миграция здесь и с какими проблемами сталкиваются сельчане, Jnews отправился в село Апния, на месте выяснив особенности семейной миграции.

В селе Апния в Ахалкалаки постоянно проживают 19 семей, а общее число семей составляет 35. Остальные 16 семей не проживают в селе постоянно, большинство из них не покидали село навсегда.

Основным занятием жителей здесь является животноводство и земледелие. Семьи, не занимающиеся животноводством, на зиму переезжают в Аджарию – Батуми.

«Работая в Батуми, человек может заработать 100 лари в день, чего невозможно заработать в селе даже с большим фермерским хозяйством», — говорит Зураб Кочалидзе, житель села Апния.

«Дети ходят там в школу, а взрослые устраиваются на работу. В нашем селе зимой невозможно заработать деньги, особенно если не хотят заниматься животноводством. Я считаю это здоровым явлением, когда люди уезжают из села на заработки. Однако я не уверен, что они смогут остаться навсегда и не вернуться. В любом случае, у них здесь дома, и они там не останутся», — говорит Темо Мосидзе, другой житель села.

Примечательно, что в селе Апния муниципалитета Ахалкалаки до сих пор не решен вопрос о регистрации земли.

«Из этих 16 семей 13 имеют собственные квартиры в Батуми. А вопрос о регистрации земли у нас до сих пор остается нерешенным. Если со временем у нас возникнут новые проблемы из-за отсутствия регистрации земли, возможно, эти семьи не захотят лишних хлопот и останутся там навсегда», — говорит Зураб Кочалидзе, житель Апнии.

Жители Апнии считают животноводство более прибыльным, чем земледелие.

«Земля сухая: на обработку приходится тратить много денег, топливо довольно дорогое, а из-за отсутствия оросительных систем урожайность низкая. У нас 11 коров, у некоторых семей больше. Это основной доход в этом сезоне».

В прошлом году средства, выделенные в рамках программы «Помощь селу», были направлены на закупку оросительных труб, но этого оказалось недостаточно для полного решения проблемы. В этом году бюджет также планируется использовать на те же цели.

Село получает питьевую воду из соседнего села Окам. Вода для орошения поступает из реки в селе Азмана, но этого недостаточно.

«Для того, чтобы сельчанин мог остаться в селе и продолжать заниматься сельским хозяйством, его необходимо хотя бы обеспечить оросительной водой. Работа должна приносить результаты, чтобы люди могли видеть ее плоды», — говорит Зураб Кочалидзе.

Проблемы имеются также в сельской школе. Она 9-летняя, и в настоящее время в ней обучаются 14 учеников. Постоянных учителей нет. Преподавание ведут учителя из села Гогашен, которые приезжают в Апнию после окончания своих уроков в своем селе.

Школа имеет два здания. Новое здание было построено в 2018 году и отапливается электричеством, а в старом здании, где расположены 4 класса, отопление осуществляется дровяными печами.

Apniis_skolebi

Занятия начинаются после полудня, в 13:00, когда заканчиваются уроки в школе Гогашен и учителя приезжают в Апнию. Также приезжают учителя из Окама и города.

«У нас нет учеников в 8-м классе. Есть класс, где учится один ученик, население села небольшое», — говорит Майя Швадзе, директор сельской школы Апнии.

«Несколько лет назад в нашей сельской школе учились только двое учеников – мои сестра и брат. Учителя были без квалификации, и ученики ходили в школу Гогашена. Это было серьезной проблемой, но ее решили, и количество учеников снова увеличилось», — говорит уполномоченный села Амиран Шавадзе.

Автандил Геладзе и его семья уже три года ездят в Батуми на зиму. У них там своя квартира.

«У меня трое школьников. Я отправляю их в Батуми в школу. Моя главная связь с этим городом — образование моих детей. Наша сельская школа 9-летняя, и есть потребность в учителях», — говорит Автандил.

Он уверяет, что никогда не покинет село. Дети тоже любят село и с удовольствием возвращаются обратно на каникулах.

«Ни я, ни моя жена не работаем. Весной я приезжаю и уезжаю по сельским делам. А сейчас я закупаю картофель у нас, привожу её и продаю. В Батуми у нас нет работы. Не знаю, вернутся ли мои дети после меня или нет, — но моё основное дело связано с селом», — добавляет Автандил Геладзе.

Большинство жителей села — мусульмане (аджары), из коренных грузин осталось всего две семьи. В летние месяцы через село проезжают туристы, но это не приносит серьезного дохода.

«Сельский житель должен любить сельскую работу. Я занимаюсь сельскими делами, и куда бы я ни поехал, я буду делать одну и ту же работу, поэтому я не вижу смысла переезжать. В прошлом году построили дорогу, я сам был задействован в строительстве, а теперь уже и освещение есть», — говорит Темо Мосидзе, житель Апнии.

В 1989 году в селе было построено 100 двухэтажных бетонных домов, из которых только 40 использовались в жилых целях. На одном участке центральной дороги есть совершенно пустые и недостроенные дома, которые сейчас используются как хлева.

sopeli-apnia

«В настоящее время у нас 10 студентов из села. Сложно сказать, видят ли молодые люди перспективы возвращения или нет. Здесь есть все возможности для занятия сельским хозяйством. Я убежден, что сезонная миграция также не является проблема: люди уезжают с целью подзаработать, и это возможность», — говорит уполномоченный села Амиран Шавадзе.

Апния расположена в 23 км от города Ахалкалаки. В селе нет ни магазина, ни детского сада, ни развлекательного или развивающего центра для молодежи. После окончания 9-летней школы дети продолжают обучение в соседнем селе Гогашен.

«Возможности вовремя нужно было создавать. Сейчас трудно сказать, если для оставшегося населения будут созданы хорошие условия, останутся ли они или нет», — резюмирует Темо Мосидзе.

Теги: Село
Поделиться: Facebook Telegram

Ещё по теме