Вслед за Ираклием Гарибашвили, Ираклий Кобахидзе также планирует регулировать цены на продукты питания.
Дело в том, что сегодня в «идеальном» правительстве премьер-министр заявил, что цены на продукты питания в Грузии значительно выше, чем в европейских странах, и призвал правоохранительные органы расследовать, нет ли признаков преступления в повышении цен. Он также попросил парламент создать следственную комиссию.
Ираклий Гарибашвили сделал аналогичное заявление в феврале 2023 года.
Что сказал сегодня Ираклий Кобахидзе?
По его словам, сравнение цен на один и тот же международный бренд на сетевых рынках Грузии и Франции показало, что в Грузии подсолнечное масло определенной марки на 34% дороже, макароны — на 97% дороже, рис — на 180% дороже, сливочное масло — на 30% дороже, сыр — на 42% дороже, а шоколад — на 47% дороже.
По словам Кобахидзе, такая разница в ценах обусловлена высокой наценкой дистрибьюторских компаний и розничных сетей, которая в среднем составляет 86% от границы с Грузией до кассы.
По словам Ираклия Кобахидзе, чистая прибыль отдельных розничных сетей в Грузии колеблется от 7% до 14%, в то время как в Европе этот показатель в среднем составляет 2%. По его мнению, эта разница тем более поразительна, учитывая, что затраты на ведение бизнеса на рынках Европы — включая аренду площадей, оплату труда и коммунальные услуги — значительно выше, чем в Грузии.
«Исследование показывает, что финансовая прибыль сетевых магазинов в Грузии значительно выше, чем в Европе. В частности, чистая рентабельность отдельных розничных сетей в Грузии составляет 7, 8 и даже 14 процентов, в то время как в Европе их чистая рентабельность в среднем составляет 2 процента. Кроме того, очень высока и чистая рентабельность дистрибьюторских компаний, которая в Грузии, как правило, колеблется от 6 до 13,5 процентов», — сказал он.
По его словам, правительство будет активно сотрудничать с представителями дистрибьюторских компаний и сетевых рынков, чтобы сделать возможным снижение цен на потребительские товары.
«Мы будем активно сотрудничать с представителями дистрибьюторских компаний и рыночных цепочек для достижения снижения цен для наших сограждан. При необходимости мы также будем использовать антимонопольные механизмы, зарекомендовавшие себя в различных странах в этих целях», — заявил Ираклий Кобахидзе.
Кроме того, он призвал правоохранительные органы провести углубленное исследование текущей рыночной практики и определить, имеются ли признаки уголовных преступлений в деятельности конкретных субъектов. Кобахидзе также обратился к парламенту с просьбой создать парламентскую комиссию, которая будет использовать соответствующие парламентские рычаги для оценки этого вопроса.
Что сказал Ираклий Гарибашвили 20 февраля 2023 года?
Иракли Гарибашвили заявил, что для регулирования цен на продукты питания будут установлены цены и наценки для импортеров, а для розничных продавцов будут разработаны специальные правила.
Правила розничной торговли в Грузии не утверждены в Европе, поэтому по указанию Гарибашвили Министерству экономики было поручено подготовить проект закона о справедливой торговле для регулирования правил розничной торговли.
«Сложилась следующая картина: в некоторых случаях наценки импортеров выросли на 100%, это неприемлемо, и этот вопрос необходимо регулировать».
«70-80% этой прибыли приходится не на прибыль [импортеров], а на правила крупных торговых сетей и розничных продавцов. Эти правила не утверждены в Европе, они регулируются во всем западном мире, поэтому по моему поручению Министерство экономики подготовит соответствующий проект закона, который будет касаться директивы, относящейся к закону о справедливой торговле», — сказал Гарибашвили.
Он заявил, что принятие европейской практики позволит установить справедливые правила, и у импортеров будет определенная свобода действий, в то время как для розничного сектора будут действовать определенные правила.
«Для нас важно, чтобы продукция не продавалась с неоправданно высокими наценками, поскольку это негативно скажется на населении. Инфляция в прошлом месяце составила 9,4%, из которых 6,1% приходится на цены на продукты питания. Как только ценовые вопросы будут урегулированы, инфляция снизится до установленного нами уровня — примерно 5% в этом году. И в конечном итоге это положительно отразится на доходах населения».
Гарибашвили также заявил, что проект закона о ценах на продукты питания не должен создавать впечатление откровенного вмешательства правительства в экономическую деятельность. По его словам, подобно регулированию цен на лекарства — установлению референтных цен — ограничение цен на продукты питания является европейской практикой.
- Риторика обоих «идеальных» премьер-министров основана на идее, что рост цен вызван не только объективными экономическими факторами, но и нечестностью бизнеса;
- Обе стороны утверждают, что наценки импортеров и розничных продавцов (рынков) неоправданно высоки (часто до 70-100%);
- Оба примера приводят европейские страны, чтобы показать, что рентабельность в Грузии (7-15%) значительно выше, чем в Европе (около 2%).
- Оба отмечают, что политика онлайн-рынков (вступительные взносы, кэшбэк) наносит вред грузинским производителям и вынуждает их экспортировать свою продукцию, и, что наиболее важно, оба считают, что свободный рынок в данном случае не может регулировать цены и что необходимо вмешательство государства. Однако, в отличие от Кобахидзе, Иракли Гарибашвили не упомянул признаков уголовного преступления в повышении цен.
Чем закончилось заявление Ираклия Гарибашвили?
По указанию Гарибашвили Национальное агентство по конкуренции провело исследование рынка 7 основных товаров (рис, гречка, макаронные изделия, сахар, соль, растительное масло, сливочное масло).
Результат: Агентство пришло к выводу, что наценки на импортные товары действительно были высокими, хотя официального подтверждения картелей или нарушений закона не было. Агентство ограничилось рекомендациями в адрес предприятия.
После встречи с премьер-министром некоторые крупные розничные сети объявили о снижении цен на отдельные товары.
Результат: Это была краткосрочная акция. Кроме того, в краткосрочной перспективе действовали временные масштабные скидки на ряд товаров в крупных торговых сетях.