Предложенная правительством программа реформ в сфере образования, касающаяся как школ, так и университетов, недавно стала предметом широкого обсуждения в Грузии.
Инновации касаются сокращения учебных лет, переноса учебных заведений в другие города, повышения заработной платы преподавательского состава и других вопросов. Мнения расходятся: часть общественности поддерживает изменения, в то время как эксперты в области образования говорят о непонятных документах, аргументах и опасностях, скрывающихся под словом «реформа».
Согласно реформам, во всех общеобразовательных школах обучение будет проводиться только по учебникам, подготовленным Министерством образования. Учащимся будет запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах, а обязательная школьная форма будет возвращена с первого по шестой класс. Зачисление в школу будет возможно только с шести лет. 12-й класс станет добровольным, а 11-й класс будет отнесен к специализированному образованию.
Кроме того, будут пересмотрены уровни образования:
- дошкольное образование: l-VI классы;
- начальная школа: VI-IX классы;
- средняя школа: X-XI классы.
- XII-й класс будет «добровольным».
Jnews побеседовал с профессором Государственного университета Илии и специалистом в области образования Мананой Ратиани, которая в целом считает, что изменения не отвечают, а тем более не решают, проблемы и вызовы в секторе образования. Она особо выделяет школы, где обучение ведется на негрузинском языке, о будущей «судьбе» которых ни в одном правительственном решении ничего не ясно.
«Думаю, правильно было бы начать с самого слова «реформа», под которым и представляются изменения. В действительности оно должно подразумевать перемены к лучшему, повышение качества и регулирования, но в нашей стране это так не работает. За короткое время меняются кадры и министры, ответственные за управление в секторе образования, каждый из них пытается оставить свой след в истории и инициировать так называемые реформы, которые очень часто не реализуются, забываются или заменяются другой реформой. Именно поэтому и учителя, и преподаватели скептически относятся к этим реформам, считая, что они недолго продержатся», — отмечает специалист.
Анализируя текущую ситуацию в школах, она также отмечает, что получается так, что ученик получает общее образование в течение 10 лет, в 11-м классе он всё это повторяет, а в 12-м классе повторяет уже повторенные знания, в результате чего ученик теряет 2 года.
При этом существует большая проблема с компетентностью учителей, поскольку желающие поступить в высшие учебные заведения вынуждены посещать занятия с репетитором или оказываются в неравной конкуренции с учениками, получившими качественное образование. Кроме того, Манана Ратиани подчеркивает, что полученное в школе образование необходимо ученику не только для поступления в высшие учебные заведения, но и для того, чтобы иметь хотя бы минимальные знания на протяжении всей жизни и в различных областях.
«Что касается учителей, реформы негативно отразятся и на них: если сократится учебный год, то сократится и количество учебных часов, а это напрямую связано с зарплатами. Кроме того, если повысится конкуренция за поступление, это означает, что в итоговых оценках основное внимание будет уделено уже тем предметам, которые будут сдаваться на вступительных экзаменах, а количество учебных часов по остальным предметам также может сократиться. При этом в программах реформ никто не указывает, как всё это будет сбалансировано, а ведь речь идёт о 30 тысячах учителей».
Также важно отметить, что ни в одной из программ реформ не упоминается судьба этнических меньшинств и школ, где обучение ведётся не на грузинском языке. Неизвестно, произойдут ли для них какие-либо изменения при поступлении, останется ли в силе программа «1+4».
В беседе с нами специалист заверяет, что планируемые реформы не соответствуют требованиям, существующие в регионах.