Внутренние “разборки” во власти и политическая несостоятельность в Грузии

Внутренние “разборки” во власти и политическая несостоятельность в Грузии

В Грузии интенсивно идёт процесс призвания к ответственности бывших чиновников за превышение должностных полномочий и коррупцию, причём эти чиновники не из бывших властей, а из текущих. Что это за процессы, почему они происходят и к чему могут привести, об этих вопросах Jnews побеседовал с политологом Гелой Васадзе.

Почти ежедневно выдвигаются обвинения в адрес руководителей учреждений и заместителей за злоупотребление полномочиями, за осуществление своих полномочий без надлежащего результата, за коррупционные схемы и так далее, однако самым громким стало дело бывшего премьер-министра Гарибашвили. Были проведены обыски в домах Ираклия Гарибашвили, бывшего главы Службы государственной безопасности Григола Лилуашвили, экс-генпрокурора Отара Парцхаладзе и ещё нескольких лиц. Тогда в ходе обысков, которые прошли одновременно по всей стране на 22 локациях, изъяли значительные суммы наличных денег, электронные устройства, документы, ювелирные изделия, часы и картины. В квартире Гарибашвили, например, было обнаружено и изъято около 6,5 миллиона долларов.

СГБ Грузии заявила, что Гарибашвили признал факт получения незаконных доходов на протяжении нескольких лет. При этом детали обвинений и конкретные статьи пока официально не названы. Адвокаты экс-премьера подчёркивают, что речь идёт о доходах от бизнеса, а не о хищении бюджетных средств. По их словам, статья предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы, однако при сотрудничестве со следствием возможно применение смягчающих мер. Расследование продолжается.

Эти события рассматриваются как часть борьбы с коррупцией, однако в политической среде они вызвали оживлённые дискуссии о мотивах и политических последствиях происходящего. Политолог Гела Васадзе сравнивает действия нынешних властей с профилактикой «рейдерского захвата» власти.

«Это та же система, которая препятствует даже любому намёку на попытку “рейдерского захвата”, то есть смены власти. Власть можно сменить путём внутреннего переворота, и политические фигуры, которые так или иначе имели внешнюю поддержку, устраняются. Возьмём, к примеру, Квирикашвили, который был премьером, имел внешнюю поддержку и хорошие связи с США. Мы знаем, что с ним случилось. Следующий — Гахария, и где он сейчас? В Германии. А он имел и имеет очень хорошие связи с Германией, особенно с социал-демократами. Ну и Гарибашвили — ни для кого не секрет, что он поддерживал контакты с лидером китайского лобби в Грузии.

То есть, делается всё, чтобы ни один политик, у которого есть внешние политические или финансовые ресурсы, даже потенциально не мог угрожать власти. В этом, по-моему, и суть борьбы. Но, опять-таки, это моя точка зрения», — говорит он.

«Чистка» политических соратников, по словам экспертов, началась давно — во всей политической вертикали.

«Гарибашвили проиграл внутреннюю борьбу внутри партии. Он уступил Кобахидзе, Мдинарадзе и Папуашвили. Иванишвили решил, что эта тройка — гораздо более удобные и приемлемые для него фигуры, чем Гарибашвили, у которого есть политический ресурс и поддержка Китая, что позволяло бы ему проводить собственную политическую линию.

Впрочем, Каладзе тоже не случайно задвинут на пост мэра Тбилиси. Конечно, можно сказать, что Тбилиси — это треть Грузии, но мэр Тбилиси вряд ли выйдет на национальный политический уровень при нынешней конфигурации. У Каладзе есть свои ресурсы, достаточно серьёзные, но для него определили это место. Остальных просто подчищают — и это вполне естественно», — считает Гела Васадзе.

Ранее, 4 октября, в связи с событиями у президентской резиденции в Тбилиси было задержано более 60 человек, в том числе участники протестных акций и упомянутые ранее бывшие чиновники — бывший министр обороны Джуаншер Бурчуладзе и экс-заместитель министра экономики Ромео Микаутадзе, который был арестован по коррупционным обвинениям ещё до проведения обысков.

Между тем, оппозиция в Грузии фактически исчезла с политического радара: активные партии превратились в отдельные политические фигуры.

«На сегодняшний день оппозиция маргинализирована, и её, по сути, нет. Есть отдельные политики, которым сегодня нужно серьёзно задуматься о своей будущей судьбе: оставаться в политике или нет. Им уже давно необходимо переформатироваться и создавать новые политические конфигурации. Я сомневаюсь, что действующие политики, находящиеся сегодня в оппозиции,  способны на это (за редким исключением). Поэтому мы сегодня говорим об оппозиции как о весьма условном понятии — о нескольких людях, но не о политических партиях.

И вот тут становится понятно, почему нет массовых протестов. Без политической составляющей они возможны, но народ уже понял, что они ни к чему не приведут», — говорит политолог.

Несмотря на серьёзность обвинений и изъятые крупные суммы, процесс “чистки” еще не завершён, предстоят судебные слушания. Дальнейшее развитие событий наверняка окажет значительное влияние на политический ландшафт страны.

Поделиться: Facebook Telegram

Ещё по теме