В последнее время предметом активного обсуждения в обществе стали изменения, которые будут внедрены в сфере образования: сокращение школьного образования на один год, сокращение бакалавриата на один год и магистратуры на один год.
О том, что обучение в школах станет 11-летним, говорят уже много лет, но на этот раз оно получило официальное подтверждение: программу представил премьер-министр.
Для многих переход с 12-летнего на 11-летнее образование был правильным и ожидаемым решением, поскольку программу 12-го класса можно освоить и в других классах, а последний год обучения не нужен. Другие считают это ошибочным решением, поскольку это приведет к увеличению нагрузки на детей и будет противоречить европейской методике получения образования.
Эти два мнения циркулируют среди родителей и учителей.
Jnews поговорил с молодой учительницей Анжелой Казарян, которая преподает грузинский как второй язык в одном из сел Ниноцминдского района.
«На мой взгляд, необходимость реформ в системе образования неоспорима, но «реформа» в кавычках, которая подразумевает преобразование 12-летнего школьного образования в 11-летнее, на мой взгляд, не очень полезна. 12-летнее образование было введено в Грузии именно для соответствия европейским стандартам и повышения качества образования».
Это изменение обсуждается не только среди работников образования, но и среди получающих образование – учащихся и студентов. По данному поводу Анжела сказала следующее:
«Что касается мнения учащихся, могу с уверенностью сказать, что не только большинство учащихся, но и родители считают это позитивным изменением, но, к сожалению, это ошибочное мнение. Многие считают 12-й год потерянным и называют это изменение позитивным, не осознавая многих и многих обстоятельств, о которых они не осведомлены».
Анжела отметила, что 11-летнее образование лишит молодых людей возможности получать образование в Европе.
«Любое изменение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако в данном случае, если преобразование неизбежно, и программа должна быть полностью реализована за 11 лет, крайне важно, чтобы как минимум международное признание всего этого имело место и, конечно же, сопровождалось правильной методологией. Это минимум, о котором я говорю, но если они углубленно проработают этот вопрос, возможно, сокращение будет иметь и положительную сторону, и, в конечном итоге, главное — качество образования, а не продолжительность обучения».
Она подчеркнула, что если программа не будет глубоко изучена и риски не будут учтены, то существует большая опасность ослабления сотрудничества с международными образовательными сферами. Крайне важно обеспечить студентам возможность воспользоваться любыми международными возможностями.
Наша собеседница преподаёт грузинский язык, и освоение грузинского языка в нашем регионе представляет собой довольно большую проблему, поскольку здесь нет возможности развивать уровень владения языком через общение, и обучение языку остаётся в рамках школы.
«Хотя преподавание грузинского языка для представителей национальных меньшинств носит последовательный характер, оно, как я уже говорила, не меняется: качество образования определяется содержанием и методикой. Если продолжительность обучения сокращается, то необходимо уточнить программу, увеличить интенсивность обучения и провести конкретную работу в этом направлении».
О том, что думают учащиеся о вышеупомянутом изменении, учительница рассказала:
«С психологической точки зрения, если рассматривать этот вопрос, ученики в этом возрасте даже не готовы вступить в новую жизнь и принимать серьёзные профессиональные решения. Соответственно, готовность учащихся следует оценивать не только по их знаниям, но и по их психологической зрелости.
И, конечно же, роль наших преподавателей в этом вопросе должна быть весьма велика: мы должны поддерживать и помогать нашим ученикам принимать правильные решения».
Наша следующая собеседница – мама троих детей, двое из которых – школьники. Она отметила, что, по её мнению, это изменение окажет как положительное, так и отрицательное влияние на детей.
Один из её детей учится в 7-м классе, а другой — в 4-м.
«Среди положительных моментов можно отметить тот факт, что дети закончат школу на год раньше и смогут больше времени уделять высшему образованию. Думаю, что время, отведённое на 12-й класс, дети смогут посвятить изучению языков. Если же программа «1+4» будет отменена, они смогут изучать грузинский за этот год, чтобы потом без проблем поступить в университет», — сказал родитель.
А отрицательная сторона, по ее словам, заключается в том, что школьная программа может стать сложной и обременительной для детей.
В 2005 году парламент принял Закон «Об общем образовании», который установил 12-летнее образование и условия перехода на эту систему. В 2008-2009 учебном году учащиеся общеобразовательных школ Грузии перешли на 12-летнее образование.