Премьер-министры Армении и Азербайджана с утра 22 октября находятся в Тбилиси, участвуя в Форуме «Шелкового пути», организованном Грузией. Этот форум – первая крупная международная встреча после окончания давнего конфликта между Ереваном и Баку и начала обсуждения «маршрута Трампа».
Он примечателен также в вопросе укрепления армяно-грузинских отношений, которые полны как достижений, так и вызовов и заметных проблем.
Саммит считается крупнейшей в регионе площадкой для обсуждения вопросов торговли, транспорта и инвестиций. В этом году он собрал до 2300 участников из более чем 70 стран. Это проект, который создаст новую транзитную и экономическую реальность на Южном Кавказе.
На открытии пленарного заседания выступили премьер-министры Грузии, Армении и Азербайджана: Ираклий Кобахидзе, Никол Пашинян и Али Асадов.
Jnews побеседовал с экспертом по международным вопросам и политическим аналитиком Андраником Ованнисяном о форуме и двусторонних отношениях. По его мнению, форум, несомненно, имеет символическую составляющую.
«Это витрина, через которую страны демонстрируют свою открытость миру, транзитный потенциал и приверженность сотрудничеству. В сложной геополитике Южного Кавказа, где пересматриваются традиционные альянсы, подобные мероприятия становятся площадкой для осторожного, но практического диалога.
Например, участие премьер-министров Армении и Азербайджана в форуме само по себе является возможностью для диалога в рамках нормализации отношений. Грузия также играет ощутимую роль в этом вопросе, предоставляя площадку для обсуждений», — отметил Ованнисян в своем слове.
Говоря о нынешних армяно-грузинских отношениях, он характеризует их как стабильные, но сдержанные. Исторически они не были отягощены острыми конфликтами, и на данном этапе между Ереваном и Тбилиси нет ни вражды, ни прямой конкуренции.
Более того, в последние годы диалог постепенно активизировался. В частности, участились визиты на высоком уровне, активно обсуждаются вопросы торговли, транспорта и энергетики. Однако сохраняется ряд факторов, которые могут препятствовать развитию более тесного и стратегического партнерства.
«Грузия официально продолжает свой путь к интеграции в НАТО и ЕС, однако внутриполитические события последних лет фактически замедлили этот процесс, что привело к охлаждению отношений с ЕС и США. В то же время Армения переориентирует свою внешнюю политику и стремится к углублению связей с западными странами.
Это создает некоторую асимметрию в восприятии угроз и внешнеполитических приоритетах. Тем не менее, обе страны осознают ценность взаимного сотрудничества. Армения во многом зависит от транспортного коридора, проходящего через Грузию, в то время как Тбилиси заинтересован в стабильности своего южного соседа. Обе стороны придают большое значение поддержанию добрососедских отношений, особенно в контексте новых инфраструктурных проектов и продолжающихся региональных преобразований», — отмечает он.
На фоне ухудшения отношений Грузии с Европейским союзом и ее сближения с Китаем и, в некоторой степени, с Россией, Армения также переживает исторический поворотный момент. После событий 2020 года, и особенно 2023 года, Ереван начал открыто дистанцироваться от ОДКБ и России, делая акцент на укреплении связей с ЕС, США и рядом азиатских стран.
Политолог отмечает, что обе страны пересматривают свои внешнеполитические ориентиры, но движутся в разных направлениях. По его мнению, это создаёт интересный парадокс: несмотря на схожее стремление к многовекторной политике, Армения и Грузия могут оказаться в разных «геополитических течениях».
Армения и Грузия разделяют взаимовыгодное экономическое видение, основанное на географической и инфраструктурной взаимозависимости. Для Еревана Тбилиси служит ключевым транзитным коридором на мировые рынки; основная часть армянского экспорта и импорта проходит через порты Батуми и Поти. Для Грузии, в свою очередь, Армения — соседний рынок со стабильным спросом, а также потенциальный партнёр в развитии региональных логистических и энергетических проектов.
В этом контексте такие форматы, как Форум «Шёлкового пути» и двусторонние комиссии по сотрудничеству, создают возможности для диалога и обмена опытом.
Более того, определенная переориентация Грузии на Восток (Китай, Южная Азия, Ближний Восток) может совпадать с интересами Армении, которая также ищет новые экономические и политические связи за пределами своих традиционных рамок.
По словам Андраника, для развития двусторонних отношений важно укреплять институциональные механизмы сотрудничества, упрощать таможенные и налоговые процедуры, стимулировать совместные инвестиции и создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства на стыке экономических интересов.
Несмотря на достигнутые успехи в различных областях и взаимовыгодные отношения, всё ещё существуют проблемы и вызовы, которые ощутимы в разных сферах.
Говоря об этих проблемах, Ованнисян выделяет несколько направлений: проблемы, связанные с грузоперевозками, включая задержки и бюрократические нюансы при перевозке таких товаров, как цветы и напитки. По его мнению, они отражают недостаточную координацию и не всегда эффективное взаимодействие приграничных служб. Это снижает конкурентоспособность перевозчиков и вызывает недовольство среди предпринимателей.
Ситуация требует как технического благоустройства инфраструктуры, так и упрощения процедур, возможно, за счёт внедрения электронного документооборота и взаимного признания стандартов.
«Религиозные и культурные вопросы десятилетиями были своего рода табуированной темой. Армянская Апостольская Церковь исторически претендует на право собственности на некоторые культурные объекты в Грузии, особенно в Тбилиси, но вопросы их статуса, управления и реставрации порой остаются спорными. Это факт, который отмечают также и мои коллеги из Грузии.
Хотя подобные вопросы редко становятся предметом широкого общественного обсуждения, они требуют уважительного подхода и взаимного признания, чтобы двусторонние отношения оставались свободными от каких-либо «табу», — говорит он, отмечая также, что для дальнейшего развития отношений важно укреплять институциональный диалог на всех уровнях, внедрять современные технологии в таможенные и транспортные процессы, укреплять культурные и образовательные связи между Арменией и Грузией. По его словам, это станет реальной основой для устойчивого сотрудничества.