
В Ахалкалакском муниципалитете выборы в органы местного самоуправления прошли в спокойной обстановке, без конкуренции, без особых инцидентов, без наблюдателей и журналистов, с агитацией на избирательных участках, со вмешательством в процесс голосования членов комиссий и посторонних. Единственной независимой организацией, следившей за выборами, был Jnews.
Наблюдатели
В участковых комиссиях в этом году было спокойно, в маленьких участках членам комиссий даже было скучно, потому что не было никаких наблюдателей, которые бы следили и фиксировали нарушения. Jnews побывал в 22 избирательных участках и в Окружной избирательной комиссии №40 Ахалкалаки.
Бейджики без наблюдателей в селе Кировакан
На некоторых избирательных участках журналисты Jnews встретили наблюдателей от двух организаций: “Международная обсерватория адвокатов и юристов” и “Обзервер политики и права”. Однако как Jnews установил ещё на прошлых выборах, эти независимые организации работают для партии “Грузинская мечта”. И в этом году мы убедились в этом, когда на участке №11 в селе Маджадиа, во время нашего разговора с наблюдателем, когда мы спросили, какую организацию он представляет, секретарь комиссии сказала, что он из “Оцнебы”, тогда как наблюдатель отвечал неуверенно и тихо.
Наблюдатели, которые нам встречались на участках, на самом деле не выполняли свою функцию и не наблюдали за выборами. На участке №46 в селе Кировакан на вешалке висели бейджики двух наблюдателей из выше отмеченных организаций и представителя партии “Грузинская мечта”, самих представителей на месте не было на протяжении получаса, пока мы там были. На наш вопрос, где эти люди, нам ответили, что они вышли.
Единственные соперники “Грузинской мечты” – недействительные бюллетени
В связи с тем, что в Ахалкалакском муниципалитете только у “Грузинской мечты” были кандидаты в мэры и в мажоритарные депутаты, а также тем, что представившие пропорциональные списки остальные 3 партии не проводили никакой предвыборной работы в муниципалитете, то единственным оппонентом “Грузинской мечты” на этих выборах в Ахалкалаки были недействительные бюллетени. Это был серьёзный оппонент, учитывая то, что бюллетени были составлены так, что избирателям часто было сложно понять, как надо проголосовать. Регистраторы, правда, объясняли и даже иногда пальцем указывали, где надо отметить, проводя по строке, где была “Грузинская мечта” и кандидаты партии, однако всё же на многих участках избиратели не могли определиться и терялись, заходя в кабину для голосования.
Так, на участке №21 в селе Дилиска мы стали свидетелями того, как избирателям долго объясняли, как голосовать, даже указывали пальцем где отмечать, но всё равно они выходили из кабины, так и не поняв, как проголосовать. Один мужчина на том же участке вышел из кабины с неотмеченным бюллетенем и вернулся туда с помощником, чтобы отметить.
Исходя из этого, а также учитывая, что результаты тех участков, в которых было активное голосование в присутствии наших журналистов, содержали много недействительных бюллетеней, под большим вопросом остался тот факт, что в маленьких участках, где в момент нашего присутствия не было избирателей, в результате голосования не оказалось недействительных бюллетеней.
Окружная избирательная комиссия №40
Окружная избирательная комиссия №40 известна тем, что здесь независимых наблюдателей и журналистов воспринимают за представителей оппозиции, которых стараются, как минимум, обидеть, причём это делает председатель комиссии Асмик Марангозян. Многие стараются иметь минимальный контакт с ней. В этом году в комиссии не было никаких представителей независимых наблюдателей и оппозиционных партий. На процессе приёма протоколов из избирательных участков в Окружной комиссии в качестве независимого наблюдателя/журналиста присутствовал только представитель Jnews, которому председатель Окружной комиссии несколько раз сказала, что её присутствие там бессмысленно, однако на её вопрос “разве я мешаю работе комиссии?”, Асмик Марангозян ответила, что нет.
В течение 6-и часов присутствия нашего представителя в Окружной комиссии Асмик Марангозян несколько раз пыталась начать с ним спор, в конце-концов попытавшись обидеть представителя, перейдя на личности. Процесс приёма протоколов участковых комиссий проходил в зале заседаний комиссии, однако мы не смогли понять было ли это заседание или просто процесс приёма протоколов, так как протокольных моментов заседания не последовало. Заместитель председателя комиссии зачитывал результаты протоколов, секретарь комиссии отмечал данные.
В то время как в 22:30 Ахалкалакский штаб “Грузинской мечты” отметил свою победу салютами, Окружная избирательная комиссия №40 до 2 часов ночи принимала протоколы участковой комиссии, а после ещё долго принимала технику.