Нет времени стареть — в Ахалцихе пенсионеры общаются, учатся, творят…


В то время как пенсионеры в Джавахети посвящают себя детям и внукам, отказываясь от личного развития, пожилые люди в Ахалцихе имеют возможности для самореализации и досуга. Эта возможность создана в «Центре социального интегрирования 60+», в рамках которого люди общаются, изучают языки, изготавливают изделия и продают их.

Проект “Центр социального интегрирования 60+” в Ахалцихе реализует неправительственная организация Ассоциация «Толерант» при финансовой поддержке Евросоюза. Инициатива была поддержана в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для инклюзивного и зелёного пост-ковидного восстановления», которую в Грузии осуществляли CENN совместно с партнерской организацией Kvemo Kartli Media (KKM). Сам проект “Центр социального интегрирования 60+” завершился в июне 2025 года, однако из-за высокой востребованности Ассоциация «Толерант» продолжает осуществлять программу на волонтёрской основе.

Проект «Укрепление гражданского общества для инклюзивного и зелёного пост-ковидного восстановления» охватил регионы Самцхе–Джавахети и Квемо Картли. Его целью было создание качественного социального сервиса.

«Социальные сервисы существовали и раньше, но наш проект сделал их более эффективными. Мы провели разные активности. На базе организации “Толерант” пожилые люди могли получить психологическую и юридическую помощь, посещать тематические семинары и тренинги. Это дало им возможность встречаться, быть более активными. Ведь после выхода на пенсию люди остаются дома, и социализация для них становится проблемой. Мы помогли им быть социально активными», — рассказала менеджер проекта Нино Тевзадзе.

60+

“Центр социального интегрирования 60+” посещают 35 бенефициаров. Здесь изучают английский, по желанию армянский и грузинский языки, делают браслеты и свечи, которые продают.

Гоар Онсузян посещает центр с первых дней его работы. Об открытии центра она узнала из интернета. До этого Гоар занималась бисероплетением, но ей не хватало общения, а также она хотела изучать английский язык.

«Основная моя цель была именно общение, потому что после 60 лет круг знакомых сужается. Дома скучно, а здесь новые люди, кружки. Я работала менеджером гостиниц. Дома делаю бисерные деревья. На День Европы мы выставили свои изделия в Тбилиси. Саломе Зурабишвили купила у меня дерево. Потом у нас были экскурсии, познавательные лекции. Мы много узнали нового о нашем городе, хотя у нас есть образование, мы здесь живем», — говорит Гоар Онсузян.

У нее двое детей: сыну 36 лет, он за границей, дочери 42 года, она стоматолог.

60+5

Шалва Табатадзе посещает центр для общения со сверстниками и изучения английского языка. Ему 75 лет, дети взрослые и живут отдельно, он живет с женой.

«У меня одна цель — близкие отношения и одновременно изучение английского. В моем возрасте важно освежать знания и тренировать память. Сейчас люди разобщены, а родственники могут позвонить раз в год поздравить с днем рождения — и всё. А здесь мы проводим время насыщенно: узнаем друг друга, ездим на экскурсии. Были в Аспиндзе, в Тбилиси», — рассказывает Табатадзе.

Он родом из села Гокио Ахалкалакского муниципалитета, позже переехал в село Агара Ахалцихе. По профессии — филолог. На вопрос, почему его жена не приходит в центр с ним, он с улыбкой отвечает:

«У нее своя компания. Не обязательно, чтобы муж с женой отдыхали вместе».

60+2

Зинаида Никошвили посещает центр, чтобы поддерживать умственные способности. Ей 77 лет. Узнала о центре от подруги. Она здесь получает знания, общается, да и атмосфера центра ей приятна.

«В ноябре мне будет 77 лет. В моем возрасте важно сохранять умственные способности. Я прихожу ради английского и общения, чтобы сменить домашнюю обстановку. Это особенно нужно после того, как я потеряла мужа и осталась одна. Дети живут отдельно, и одиночество давит. А здесь легче. Говорят, тот, кто нашел себя в одиночестве — самый счастливый человек. Но мне это трудно», — делится Зинаида Никошвили.

Хотя программа официально завершилась в июне этого года, бенефициары продолжают приходить в центр. Они изготавливают продукцию, а педагоги продолжают обучение на волонтерской основе.

«Они сами продолжают проект, потому что мы помогли им реализоваться. На основе проекта они организовали социальное производство: делают браслеты, украшения, которые хотят продавать, чтобы иметь финансовый ресурс. Я уверена, что проект продолжится, потому что у них есть потенциал. Их браслеты из натуральных камней и свечи востребованы», — отмечает менеджер проекта.

Нино Туманишвили говорит, что кроме общения и новых друзей, центр способствует духовному обогащению.

“Очень много активных мероприятий, посещаем спектакли, едем на экскурсии, походы. Очень интересно проводим время”, – сказала она.

Преподаватель английского языка Мариам Петросян объясняет, что занятия проходят с помощью сказок и рассказов, чтобы было легче воспринимать язык. Действуют две группы по 6–7 человек.

«Мы начали год назад и продолжаем. У нас две группы, изучение английского начали с букв, хотя почти все в школах проходили английский язык. Кроме английского изучаем историю, изготавливаем браслеты и свечи. Каждую неделю ходим на экскурсии», — говорит Мариам Петросян.

IMG_60

Директор ассоциации «Толерант» Цира Месхишвили говорит, что давно мечтала открыть центр 60+:

«Термин “пожилые” им не нравится, 60+ звучит иначе. Среди наших бенефициаров нет тех, кто остро нуждается материально. Но им некуда пойти, они сидят дома и смотрят сериалы. Им это надоело. Им хочется выйти, красиво одеться, пообщаться. Теперь у них появилась мотивация».

По ее словам, перед запуском центра провели анкетирование, и сами бенефициары выбрали нужные направления. Сегодня перед руководством центра стоит вопрос его постоянного поддержания, после завершения проекта для бенефициаров ничего не изменилось, но педагоги работают без зарплат.

«Мы все сейчас волонтеры, работаем без оплаты. Как мы могли их просто так отпустить. Я ищу финансирование, чтобы продолжить проект, потому что долго без ресурсов не продержаться. Мы также планируем социальный бизнес — продавать изделия наших бабушек. Обращались в местное самоуправление, но там нет таких программ, они ориентированы только на социально незащищенных. Параллельно ищем доноров, обратились в UNDP. Нам сейчас нужно покрыть коммунальные расходы», — говорит Цира Месхишвили.

В центре работает волонтер из Японии, который учит японскому языку бенефициаров, а также помогает с фандрайзингом, чтобы помочь найти финансы.

60+4

Программа «Центр социального интегрирования 60+» — яркий пример того, что представители старшего поколения могут жить для себя и наполнить свою жизнь интересными событиями, положительно влияющими на самочуствие и здоровье. Однако вместо того, чтобы делиться опытом для отркрытия подобных центров в других муниципалитетах, сегодня Центр стоит перед угрозой закрытия, так как долго держаться на волонтёрстве педагогов и координаторов не может.