
Галина Егиазарян — одна из тех молодых врачей, которая, окончив обучение в Тбилиси, вернулась в родной город. Однако вряд ли эта история была бы столь успешной, если бы не программа «1+4», предназначенная для представителей этнических меньшинств. Галина была среди первых абитуриентов, поступивших в грузинские вузы по этой программе, и уже восемь лет работает семейным терапевтом.
«Мы стараемся, чтобы кадры, которые у нас работают, были из местных, потому что они крепче привязаны к месту, где родились», — говорит менеджер Ахалкалакской больницы Алексан Тороян, рассказывая о кадровой политике госпиталя.
Именно такая политика помогла Галине Егиазарян — одной из первых студенток, поступивших по программе «1+4» для представителей этнических меньшинств. Окончив медицинский вуз в Тбилиси и пройдя непростой путь адаптации и обучения, Галина вернулась в родной город, чтобы работать врачом и помогать пациентам. Её история — пример того, как государственная программа может изменить судьбу.
«Я училась в русской школе 12 лет. В год, когда я оканчивала школу, началась программа “1+4”. Я решила поступить по этой программе. Нужно было сдать экзамен на родном языке — армянском. Для абитуриента, который учился в русской школе, это было очень сложно. Но я поступила. Мы были первым потоком по программе “1+4”. Абсолютно не понимали, что это такое, но я думала: “В любом случае, в Грузии плохо не может быть”. У меня был выбор — поехать в Армению, но я туда не хотела. Хотела остаться в Грузии. Я решила, что будет трудно, но потом станет легче. Так и поступила», — рассказывает она.
Как говорит Галина, учиться на нулевом курсе было непросто: сложно было адаптироваться в большом городе, да ещё и на иностранном языке. Для жителей армянонаселённого Ахалкалаки грузинский язык до сих пор остаётся одной из укоренившихся проблем. По словам Галины, ей было очень тяжело в первые 2–3 года, но в итоге она достигла уровня своих грузиноязычных однокурсников. Среди 4000 студентов только 40 получали стипендию, и в их числе была и Галина Егиазарян.
«У меня были очень хорошие преподаватели грузинского языка. Мы были первым потоком, обучение было на очень хорошем уровне. Если бы не программа “1+4”, я, скорее всего, не претендовала бы на поступление в Грузии. Благодаря ей я поступила. Набрала высокие баллы — уже не помню сколько — и получила 100% грант. После окончания нулевого курса нужно было выбрать факультет. Я уже знала, что хочу учиться на лечебном деле. Тогда стало ещё сложнее — мы учились среди грузиноязычных. И хочешь не хочешь, уже говоришь на грузинском. Было тяжело — многое не объясняли на русском языке. Правда, я могла читать материалы на русском, чтобы лучше понять, но пересказывать нужно было обязательно на грузинском. Это стало стимулом для того, чтобы я начала переводить», — вспоминает Галина.
Путь к образованию не всегда бывает лёгким, особенно когда начинаешь его в новой языковой среде и незнакомом городе. Но иногда именно трудности становятся толчком к росту и настоящим переменам.
«В те годы в Тбилиси на медицинский факультет поступало мало людей, учиться было очень сложно. Из армяноязычных студентов до конца обучения дошли всего 2–3 человека — нас было мало. Остальные перешли на другие факультеты или уехали в другие города. Я не пожалела, что поступила в Тбилиси и получила шанс учиться по программе “1+4”. Если бы можно было начать этот этап жизни сначала, я бы сделала тот же выбор. Конечно, многое зависит от стремления самого человека, но программа помогла быстрее адаптироваться», — говорит Галина.
Галина — первая в своей семье, кто выбрал профессию медика. Она надеется, что в будущем и её дети пойдут по этому сложному, но важному пути. Вместо успешного врача она могла бы стать учительницей — по примеру любимой тёти, — но судьба распорядилась иначе.
«С детства я любила медицину, но у меня было два варианта — стать учителем или врачом. Учителем было бы легче, но медицина мне была ближе. Правда, медицина тоже непроста, но ты имеешь дело с жизнью человека, и это накладывает ещё большую ответственность. В моей жизни был наставник, вдохновлявший меня на выбор профессии учителя, — моя тётя, Карина Оганесовна. Она была для меня примером, но, наблюдая за ней, я поняла, что мне ближе всё-таки медицина — и сделала выбор в её пользу».
Путь врача — это годы упорного труда, учёбы и преодоления трудностей. Медицинское образование началось с изучения языка, продолжилось шестилетним обучением на лечебном факультете, а затем — трёхлетней резидентурой в Грузии. За это время врач по призванию успела выйти замуж и родить детей.
«Оставаться там или нет? У меня замечательная семья, и именно поэтому я вернулась. Для меня семья — это главное. Если раньше со мной была моя семья, в которой я родилась и получала постоянную поддержку, то теперь моя опора — это муж. Я не жалею, что моя жизнь связана с Ахалкалаки. Со всеми трудностями я старалась справится, особенно учитывая, что семейная терапия — это профессия, охватывающая все специальности. Это не так просто, как изучать что-то одно. Здесь нужны знания из всех сфер и практика. Но при желании всё возможно», — считает Галина.
По её словам, медицина — очень сложная и ответственная профессия, отнимающая много времени. И часто студенты из этнических меньшинств тратят вдвое больше сил и времени, чтобы освоить её.
«У нас на курсе были студенты, обучающиеся на родном (грузинском) языке, — и они не всегда понимали материал. Мне же было ещё тяжелее. Были очень сложные предметы, но я не спала ночами, училась и в итоге всё поняла. Я довольна своими студенческими годами, но, если бы обучение шло на родном языке, оно отнимало бы гораздо меньше времени», — говорит она.
Многие выпускники после окончания вуза стремятся остаться в больших городах, но Галина с самого начала знала, что вернётся домой.
«Мне предлагали остаться там, но моя семья здесь, и это для меня важнее. Я настолько люблю свою профессию, что финансовая сторона не играет главной роли. Главное — помогать людям, чтобы они были довольны моей помощью. Когда пациенты благодарят меня вне больницы — это лучшая награда. Конечно, деньги нужны, но не всё в жизни решается ими».
Несмотря на молодой возраст, Галина Егиазарян уже имеет интересный и ценный опыт: десять лет учёбы и восемь лет работы семейным терапевтом. Она работала в разных клиниках Тбилиси, попробовала себя в преподавании. Сегодня она трудится в больнице Ахалкалаки.