Власти Грузии начали расследование в отношении седьмой НПО в соответствии с FARA


Антикоррупционное бюро Грузии начало проверку ещё одной местной общественной организации в соответствии с Законом о регистрации иностранных агентов (FARA). На этот раз объектом проверки бюро стал Центр исследований экономической политики (EPRC), которому грозит потенциальная уголовная ответственность за нарушение закона.

EPRC проинформировала общественность о письме в среду, 20 августа. 

«В письме нас обвиняют в нарушении так называемого закона о регистрации иностранных агентов, угрожают уголовной ответственностью и просят объяснить, почему мы не зарегистрировались в качестве агентов», — добавили в организации.

EPRC стала седьмой неправительственной организацией, объявившей за последнюю неделю о получении письма от бюро.

В список также вошли Фонд гражданского общества, женская правозащитная группа «Сапари», Transparency International — Georgia, Центр социальной справедливости, Фонд развития СМИ и Международное общество за справедливые выборы и демократию (ISFED).

Это первый шаг такого рода с момента принятия FARA, что свидетельствует о том, что в отличие от предыдущего закона об иностранных агентах, правительство намерено применять FARA для пресечения критики.

Получив письмо от бюро, EPRC присоединилась к другим организациям, повторившим свою давнюю позицию о том, что они не намерены регистрироваться в качестве агентов иностранных интересов.

«Мы — независимая грузинская НПО, действующая по собственному уставу […] мы служим исключительно интересам нашего народа и Грузии», — говорится в заявлении .

EPRC совместно с Институтом Маккейна при Университете штата Аризона (ASU) и Институтом Джорджа Буша-младшего организует ежегодную Тбилисскую международную конференцию, на которой действующие и бывшие дипломаты и политики, аналитики и активисты обсуждают ключевые вопросы внешней политики и глобальной безопасности.

В последние годы конференция неоднократно подвергалась критике со стороны правящей партии «Грузинская мечта», организаторов обвиняли в предоставлении платформы для «радикализма» и сотрудничестве с «радикальной оппозицией» Грузии.

Предупреждение бюро

В своем письме к НПО, как стало известно OC Media , бюро уведомило организации, что информация, запрошенная у грузинских банков и Налоговой службы, подтверждает, что основным источником финансирования этих организаций являются гранты, предоставляемые иностранными донорами.

Агентство также заявило, что группы могли заниматься «политической деятельностью», направленной на «формирование, принятие или влияние на внутреннюю или внешнюю политику Грузии», а также деятельностью, мотивированной интересами иностранного правительства или иностранной политической партии.

По данным бюро, проверка, упомянутая в письмах, была проведена в связи с возможным нарушением FARA. Целью проверки было выявление лиц, обязанных зарегистрироваться в качестве агентов, и проверка их деятельности.

Бюро также попросило организации объяснить, почему они не подали заявление на регистрацию вовремя.

В письме содержалось предупреждение о том, что непредставление в бюро заявления о регистрации в установленный законом срок влечет за собой уголовную ответственность.

Правительство «Грузинской мечты» принялозакон FARA 1 апреля, представив его как дословный перевод Закона США о регистрации иностранных агентов, также известного как FARA. Это произошло после широкой реакции на закон об иностранных агентах 2024 года, который критики назвали «российским законом», сравнив его с драконовскими правилами Кремля.

Известные НПО Грузии, включая наблюдателей за выборами, правозащитные группы и другие, широко отвергли закон, публично пообещав не подчиняться ему.

Нарушение закона FARA в Грузии может быть наказано тюремным заключением на срок до пяти лет, штрафом в размере до 10 000 лари (3 600 долларов США) или обоими наказаниями.

Критики неоднократно указывали на то, что законодательство США не использовалось для преследования организаций гражданского общества и СМИ, и что делая это «Грузинская мечта» игнорирует судебную практику США в пользу собственного законодательства.

Письма были направлены после поддержанного судом запроса Антикоррупционного бюро, направленного в июне, о предоставлении обширной информации организациям гражданского общества.

В то время группы заявили, что запрашиваемая информация включает конфиденциальные данные об их бенефициарах, которые они не хотят предоставлять государству. Они обжаловали решение суда первой инстанции, но безуспешно.

Отвечая на критику со стороны гражданского общества, глава бюро Ражден Купрашвили заявил, что запрошенная его ведомством юридическая и финансовая документация «не выходит за рамки закона».

Законодательное подавление гражданского общества

За последние месяцы правящая партия «Грузинская мечта» приняла ряд ограничительных законов и поправок, некоторые из которых конкретно направлены против организаций гражданского общества и независимых СМИ.

Одна из поправок, внесённых в закон о грантах в апреле, обязывает организации гражданского общества получать разрешение правительства перед получением любого гранта из-за пределов Грузии. Кроме того, донорские организации должны заранее предоставить правительству Грузии копию гранта.

В тот же период правящая партия приняла закон FARA. Согласно этому закону, иностранным агентом считается любое лицо, находящееся под контролем или действующее по указанию иностранного государства и в интересах этого государства.

Обеспечение соблюдения обоих законов, включая принятие решений о том, кто «действует по указанию иностранной державы» и кто получает несанкционированные гранты, было поручено Антикоррупционному бюро, которое подчиняется канцелярии премьер-министра.

«Грузинская мечта» неоднократно заявляла о необходимости нового законодательства для борьбы с «влиянием внешних сил». Тем не менее, критики правящей партии настаивают, что эти изменения направлены на подрыв СМИ и гражданского общества в и без того хрупкой демократии.

Ограничительные законы были приняты в парламенте, где оппозиция практически отсутствует. После спорных выборов 2024 года оппозиционные партии отказались участвовать в парламентских заседаниях.

С тех пор правящая партия без каких-либо препятствий приняла несколько новых ограничительных законодательных актов, направленных против СМИ, гражданского общества и других критиков.

Автор – Михаил Гвадзабиа

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.