Омбудсмен призывает финансировать больше студентов по программе “1+4”


В докладе, представленном парламенту Грузии летом 2025 года о защите национальных меньшинств в контексте права на образование и гражданской интеграции, омбудсмен отмечает важность сохранения практики выделения и увеличения средств на финансирование студентов в последующих учебных годах.

Напомним, что в 2024 году вдвое было увеличено финансирование студентов, обучающихся по программе обучения грузинскому языку на основе общих экзаменов по азербайджанскому и армянскому языкам, в результате чего увеличилось и количество финансируемых студентов. Об этом говорится в последнем докладе Народного защитника Грузии Левана Иоселиани, посвященном состоянию защиты прав и свобод человека в стране в 2024 году.

В рамках образовательной программы «1+4» ежегодно финансируются 200 армянских и 200 азербайджанских студентов.

Народный защитник приводит в докладе и конкретные статистические данные, согласно которым в 2024 году по результатам единых национальных экзаменов на образовательные программы, преподаваемые на грузинском языке, было принято 1483 абитуриента на основе тестирования на армянском, азербайджанском и осетинском языках.

Из них 423 абитуриента были приняты в высшие учебные заведения на основании теста на армянском языке, 1055 – на азербайджанском языке и 5 – на осетинском языке.

26% из 1483 абитуриентов получили государственный образовательный грант. Этот показатель значительно увеличился по сравнению с 2023 годом.

Учитывая вышеизложенное, омбудсмен рекомендует правительству Грузии увеличить сумму, выделяемую на финансирование государственного образовательного гранта для студентов, принятых на Единые национальные экзамены на 2025-2026 учебный год, основываясь только на результатах тестов по общим навыкам на азербайджанском и армянском языках, а также теста на осетинском языке.

Народный защитник также пишет в докладе о не менее важном вопросе: «Хотя для поступления на программу обучения грузинскому языку не обязательно окончание школы/сектора с азербайджанским или армянским языком обучения, часть общественности имеет неверную информацию по этому вопросу. По их мнению, если абитуриенты будут учиться в школе/секторе с грузинским языком обучения, они не смогут быть приняты на эту программу. Это свидетельствует о необходимости активизировать работу по повышению осведомленности об этой программе как в азербайджаноязычной, так и в армяноязычной общинах», — говорится в докладе.