
Недавние неожиданные заморозки в Ахалкалакском муниципалитете не только повлияли на сельскохозяйственные культуры, но и нанесли ущерб пчеловодству. По словам местных пчеловодов, из-за холодной погоды ряд пчелиных семей не смогли поддерживать нормальную жизнедеятельность, что может негативно сказаться как на сборе мёда, так и на развитии пчёл.
Jnews поговорил с пчеловодами из ряда сёл Ахалкалакского муниципалитета. Они отметили, что в этом году сбор мёда снизился по сравнению с прошлым.
По словам пчеловода Феликса Сейраняна из села Сулда Ахалкалакского района, в этом году сбор мёда значительно снизился.
«Во время медового отжима мы рассчитываем на сбор около 50%. Заморозки также повредили ульи. Кроме того, влажность способствует возникновению грибковых заболеваний, с которыми мы боремся лекарственным препаратами», — отмечает Сейранян.
Несколько ульев пчеловода Велихана Арутюняна погибли. Из прежних 22 ульев осталось только 18.
«Мы потеряли четыре улья из-за различных болезней, которые распространялись в течение года. Лекарств нет, а опытных и знающих пчеловодов в регионе осталось мало», — говорит Велихан Арутюнян, житель села Орджа Ахалкалакского муниципалитета.
По его словам, трудности в пчеловодстве обусловлены рядом факторов. Заморозки оказали существенное негативное влияние на пчеловодство.
«Заморозки повредили растения, в результате чего практически не осталось цветов. Это напрямую повлияло на количество мёда», — подчёркивает он.
Пчеловод также говорит о пагубном воздействии пестицидов.
«Ядохимикаты, используемые на окрестных полях, также вредят пчёлам. Даже от капли препарата, попавшего на цветок, пчела может на месте погибнуть», — отмечает Велихан Арутюнян.
Численность ульев резко сократилась, болезни не прощают пчеловодство.
По словам пчеловода Исраэля Минасяна, ведение пчеловодства в прошлом году в Ахалкалакском районе стало крайне сложным. Если раньше у него было 43 улья, то теперь осталось всего 20, то есть 23 улья погибли.
«Этот год выдался неблагоприятным для пчёл. Уже сейчас очевидно, что урожайность будет значительно ниже. Болезни серьёзно сказываются на развитии пчёл, а средства борьбы с ними весьма ограничены. В Самцхе-Джавахети уже давно активно распространяются острые грибковые инфекционные заболевания. Речь идёт об асфоферозе, который местные жители называют «семичкой». Мы до сих пор боремся с ним старыми методами: сжигаем ульи, очищаем территорию, чтобы болезнь не распространялась», — говорит Исраэль Минасян.
Пчеловод из Ахалкалаки отмечает, что одной из основных причин распространения грибковых заболеваний является влажность. Помимо грибковых заболеваний, появилась и другая неизвестная болезнь.
«Пчела улетает и больше не возвращается. Происхождение этой болезни нам до сих пор неизвестно. Завезённые пчёлы также причинили нам большой вред, многие болезни были завезены в нашу страну именно завезёнными», — подчёркивает Велихан Минасян.
По его словам, в Ахалкалаки лекарства для очень ограничены, даже в Тбилиси сложно найти лекарства для лечения пчёл.
«Это очень опасная болезнь, которая легко передаётся от одной пчелы к другой», — заключает пчеловод.