Женщина во власти – как обстоит ситуация в Ахалкалаки


С введением гендерных квот в структурах власти Грузии появилось всё больше женщин, однако с 2024 года обязательные квоты были отменены. В связи с этом встаёт вопрос, будет ли обеспечено участие женщин в выборах в Ахалкалаки, где политика традиционно считается “неженским делом”. Об этих вопросах Jnews поговорил с женщиной, которая стала депутатом Сакребуло ещё до введения гендерных квот, с Седой Мелкумян.

В 2018 году в сакребуло Ахалкалакского муниципалитета впервые были избраны женщины — всего две. Однако даже этого оказалось достаточно, чтобы изменить ситуацию в данной структуре. Ещё больше всё изменилось в 2021 году, когда были введены гендерные квоты: тогда депутатами сакребуло Ахалкалакского муниципалитета стали семь женщин. В обеих созывах была депутат сакребуло Ахалкалаки от правящей партии Седа Мелкумян. Она была одной из первых женщин, пришедших к власти в муниципалитете.

“В целом в выборах в органы местного самоуправления 2021 года в Джавахети участвовали 493 кандидата по спискам, из них 223 — женщины. По мажоритарным спискам участвовали 53 кандидата, из них только 7 женщин. Также в Ахалкалаки и Ниноцминда на выборах мэров участвовали 6 кандидатов, из них лишь одна женщина”.

Седа Мелкумян считается одной из самых активных женщин Ахалкалаки. Её карьера началась в школе, где она до сих пор преподаёт гражданское образование. Она также работала в общественных организациях и в течение нескольких лет представляла Народного защитника Грузии в Ахалкалаки.

— Учитывая, что с прошлого года гендерные квоты были отменены, насколько это повлияет на участие женщин в политике и выборах в местные органы власти?

— Что касается квот, могу сказать только одно: если женщина активна, если она считает, что может быть вовлечена в процесс принятия решений, то она, естественно, продолжит свою деятельность. В любой стране квоты носят временный характер — до смены определённого типа мышления.

— У нас эта смена мышления уже произошла?

— По крайней мере, за последние два созыва сакребуло: в 2017 году были вовлечены 2 женщины, а в 2021 году — уже 7. Я думаю, общество уже приняло тот факт, что женщина тоже является важным участником в процессе принятия решений.

— Вы были одной из первых женщин-депутатов Сакребуло Ахалкалаки, как изменился законодательный местный орган самоуправление с тех пор?

— Я считаю, что участие женщины в любом мероприятии, собрании и т. д. в какой-то степени меняет атмосферу: участники становятся, возможно, более внимательными. И, естественно, когда женщина высказывает своё мнение, это чаще становится поводом для размышлений. Ведь не всегда уместно, чтобы женщины напрямую обращались к мужчинам с волнующими их вопросами. По-видимому, изменения очевидны и происходят в позитивную сторону — в любой сфере.

— Учитывается ли мнение женщин?

— Сейчас — да. С тех пор как я в Сакребуло, мнение женщин стало учитываться. А раньше женщин просто не было — некого было слушать. Представленность женщин была нулевая.

— Женщины в Сакребуло Ахалкалаки, в основном, представляют правящую партию. В отличии от нее у оппозиции не было женщин, представлявших их в Сакребуло. Как Вы считаете, может ли ситуация измениться?

— Не могу сказать. Я не делаю предсказаний.