Государство в государстве — диверсии и товарищество на Южно-Кавказской железной дороге


В этом амбициозном документальном фильме политические схемы и международная солидарность на Южном Кавказе рассматриваются сквозь призму железной дороги Баку–Тбилиси–Карс.

Во время культурного фестиваля в Гантиади в Берлине был показан экспериментальный документальный фильм о, казалось бы, сухой теме — железнодорожной инфраструктуре на Южном Кавказе. Однако “Государство в государстве” (2022), комплексное произведение Теклы Асланишвили, созданное в сотрудничестве с доктором Эвелиной Гамбино, можно назвать каким угодно, только не сухим.

Поскольку место проведения фестиваля находилось между станциями скоростной железной дороги Трептов-парк и Осткройц, атмосфера показа как нельзя лучше сочеталась со свистом городских поездов позади нас, пока мы сидели в холодном открытом кинотеатре под великолепным звездным небом.

Документальный фильм начинается со скромного обзора путей грузовых поездов, выглядывающих из-за жилых домов в Тбилиси. Именно с таким видом выросла Асланишвили, внимательно наблюдая за поездами и увлекаясь таинственными прибытиями и отбытиями из Тбилисского железнодорожного депо. Однако фильм – это не личное эссе, а сложное переплетение голосов, которое переносит нас за кулисы этих тайн, раскрывая их более глубокие политические последствия.

С этого пункта отправления действие документального фильма переносится на железнодорожный вокзал Ахалкалаки, построенный как часть железнодорожной линии Баку–Тбилиси–Карс (БТК), “Нового шелкового пути”, призванного соединить Европу и Азию. Его значение как точки пересечения колеи, то есть места, где ширина железных дорог (в данном случае, размеры колеи, унаследованные от ЕС и СССР) между регионами различаются и, следовательно, для их стыковки требуется логистическая операция, нельзя недооценивать. Как объясняет один из опрошенных, способность выполнять эту функцию означает “процветание региона. Там можно было бы создать сказку!” Реальность, конечно, намного сложнее.

В интервью Асланишвили сказала, что в ходе своего исследования она быстро поняла, что “эта железная дорога – нечто большее, чем просто способ транспортировки товаров и людей. Она служила средством геополитического саботажа и ведения переговоров о политических отношениях между Азербайджаном, Грузией, Арменией и Турцией”. Линия БТК была построена в обход станции Гюмри (одной из главных достопримечательностей документального фильма и старейшего железнодорожного узла в Армении), заблокированной Турцией со времен Первой нагорно-карабахской войны. Таким образом, проект оставляет Армению в невыгодном положении, лишая ее экономических возможностей.

Более того, Ахалкалаки сам по себе является армянонаселенным муниципалитетом Грузии, и, поскольку проект финансирует правительство Азербайджана, ни один из тысяч местных жителей, подавших заявки, не получил предложений о работе. Действительно, регион процветает. Линия БТК была построена на крахе национальных отношений на Южном Кавказе после распада Советской империи и продолжает увековечивать его.

Отталкиваясь от геополитической напряженности в настоящем, Асланишвили отправляется в прошлое, чтобы исследовать политический саботаж другого рода. Вкратце, документальный фильм рассказывает о роли железнодорожников в антицарском сопротивлении, а также о помощи грузинских железнодорожников после Спитакского землетрясения в Армении в 1988 году. Кроме того, армянский собеседник вспоминает, как турецкие рабочие пропускали грузовые поезда с замороженным хлебом во время пограничной блокады, которая привела к массовому голоду в начале 1990-х годов.

Истории прошлого и настоящего (Асланишвили покидает Южный Кавказ, чтобы рассказать о предполагаемом саботаже белорусских железнодорожников российскими оккупационными силами) убедительно иллюстрируют межнациональную солидарность трудящихся и ее последствия.

В документальном фильме эта солидарность объясняется представлением о том, что железная дорога – это то, что в советском Союзе называли “государством в государстве”, почти параллельный мир не только со своей суверенной инфраструктурой, но и с собственной социальной системой. Эта дружба распространилось за пределы национальных границ, в результате чего рабочие “игнорировали государственные приказы” и вместо этого следовали своим моральным принципам, помогая своим соседям. Один из исследователей документального фильма утверждает, что железная дорога формирует “политическое сознание” посредством совместных действий и активностей, создавая сильное чувство товарищества и организационную смекалку.

Помимо откровенно политических материалов, кратко упоминаются философские вопросы о материальной ценности времени, поскольку транспортная инфраструктура обладает способностью растягивать или задерживать время, но эти вопросы, в основном, призваны подразнить или сбить с толку зрителя.

Качество звучания “Государства в государстве” на высшем уровне, поскольку минималистичный саундтрек Ани Закареишвили и Ники Пасури мастерски погружает зрителя в путешествие по различным точкам зрения и историям.

Операторская работа Асланишвили и Николоза Табукашвили великолепна, она подчеркивает как необъятность пейзажа, так и обыденные моменты: овцы переходят дорогу, а коровы предпочитают железные дороги.

В своей работе Асланишвили фокусируется на “неравенстве между правительствами, людьми, их землей и частными корпорациями” — как показано в “Государство в государстве”, жизненная реальность этих регионов далека от грандиозных политических схем, навязываемых сверху.

Детали фильма: Государство в государстве (2022), режиссер Текла Асланишвили:

“Город в городе” – БТК, как инструмент для геополитического саботажа

Снимается документальный фильм про БТК

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.