
Представители этнических меньшинств в Грузии, а также те, кто покинул страну, нередко ссылаются на высказывание первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа «Грузия для грузин». Однако немногие вникают в то, что на самом деле происходило в тот период — в стране, стремившейся вернуть утраченную независимость и свободу. Jnews предлагает взглянуть на ту эпоху через материалы газеты «Парос» (Маяк), издававшейся в Ахалкалаки в те годы.
Год развала СССР, приобретения независимости… Тогда процессы сопровождались множеством внутренних противоречий: активно обсуждалась тема сепаратизма, звучали обвинения в адрес Джавахети и других «проблемных» регионов. Чтобы понять, какова была реальность в условиях фрустрации и распада, Jnews пролистал архив газеты «Парос» за 1991 год.
Что мы помним о далеком 1991 годе? О времени, когда рухнул мир советского поколения. Распалась страна, считавшая себя империей, обещавшая стабильность и прогресс. Вместе с ней в пыль обратились и иллюзии: под завалами остались мнимое благополучие, уверенность в завтрашнем дне и сбережения, которые верящие в коммунистическую идею люди собирали для светлого, равного будущего — будущего, которое так и не наступило.
Читая материалы издававшейся тогда армяно-грузинской газеты «Парос», мы переносимся в реальность, которая сейчас воспринимается уже по другому. Газета «Парос» выходила в свет с 1931 года. В 1991 году редактором был Григор Вардикян, заслуженный педагог и лингвист.
На пожелтевших страницах архива за 1991 год можно прочитать о тогдашних проблемах Ахалкалакского района, некоторые из которых актуальны и сегодня, спустя 34 года. Газета рассказывает о ямах, мусоре, уличной торговле и коммерческих магазинах, где вещи продаются по завышенным ценам. Об этих проблемах писал Мисак Торосян, тогда еще студент ЕГУ из села Хандо. В газете отражаются не только эти проблемы, но и трудности с реализацией картофеля и мёда, вопросы образования, сельского хозяйства, скотоводства и других сфер… Политическая оттепель, видимо, давала возможность выражать критику без цензуры.
Однако с исторической точки зрения более примечательными были политические новости страны, находившие отражение и в региональной газете, издававшейся на армянском языке — языке одного из этнических меньшинств закрытого, изолированного региона. «Парос» рассказывал об изменениях в законодательстве и принимаемых законах. Весной 1991 года в газете появляются материалы, связанные с противоречивой с исторической точки зрения фигурой Звиада Гамсахурдия.
5 марта 1991 года газета пишет о его телевизионном заявлении, в котором он говорит о независимости Грузии:
«Он в своём выступлении, в частности, отметил, что на предстоящем референдуме население республики должно выразить свою точку зрения о возвращении независимости Грузии. Мы должны в определённой степени обозначить нашу позицию: хотим ли мы, чтобы наша родина была независима. И это должно делать не только грузинское население, но и мы — негрузинское население нашей страны…» — говорится в статье «Пароса».
Но то, что ситуация была далеко не такой спокойной и однозначной, показывает другой материал газеты от 5 апреля — «Кому это выгодно, кто занимается подстрекательством». В нём откликается на статью газеты «Резонанси» под названием «В Ахалкалаки назревает новый конфликт», где говорилось о якобы возможном присоединении Джавахети к Армении. Коллеги-журналисты «Пароса» отвечают:
«Об этом не было речи ни во время митингов, ни во время собраний. Мы вынуждены думать, что это преследует одну цель — подтолкнуть наши народы к настоящему конфликту. И это — тогда, когда перед выборами и референдумом к армянам Джавахети обратился председатель Верховного Совета Грузинской Республики Звиад Гамсахурдия, и после его заявления население нашего района практически единогласно проголосовало за независимость республики», — говорится в статье.
Для многих ахалкалакцев советское время не ассоциируется со словом «оккупация». В регионе, где жили этнические армяне, с этим понятием читатели знакомились со страниц газеты, издававшейся на доступном им языке. Речь идёт об «Акте о восстановлении независимости Грузии» (13 апреля 1991 года):
«Государственность Грузии, которая берёт своё начало века назад, грузинский народ потерял в XIX веке. Насильственно уничтоженная грузинская государственность со стороны Российской империи никогда не была принята народом. В феврале-марте 1921 года Советская Россия грубо нарушила договор о мире, подписанный 7 мая 1918 года между Грузией и Россией, и с помощью вооружённой агрессии завоевала признанное ею же грузинское государство, реализовав акт оккупации», — говорится в газете.
Со страниц газеты с читателем говорит лидер тогдашней Грузии. Он встречался с представителями армянского населения страны: «Я родился в семье, где были тёплые армяно-грузинские традиции», — цитирует Гамсахурдия газета.
В разговоре он говорит о независимости не только Грузии, но и Армении:
«Эта встреча, наш диалог — своевременны и очень важны. Как в серпантине истории, так и сейчас Грузия и Армения находятся в схожих условиях. Имперские силы хотят не только воспрепятствовать вековой мечте наших народов о восстановлении национальной государственности, но и разрушить нашу многовековую дружбу», — приводит его слова «Парос».
Газета представляет читателю не только судьбоносный 1991 год, но и переносит в далёкий 1918 год, 26 мая, 16:50, на съезд Парламента Грузии, где председательствующий Ное Жордания выступил с речью. В разделе «Ознакомимся с архивными материалами», в статье «Акт о провозглашении независимости и межнациональные отношения», приводятся его слова:
«В то же время, — сказал Н. Жордания, — он боролся не только за защиту интересов грузин, но и за интересы других народов в пределах государства. Более того — за его пределами. Этот исторический пример остался в назидание грузинам, и является гарантией того, что грузинский народ сохранил свою основную черту — учитывать интересы других народов. Вот почему ни один народ в пределах наших границ и за её пределами не может обижаться на нас.
Мы хотим иметь дружественные отношения с народами, живущими рядом и вместе с нами. Мы особенно сочувствуем огромной трагедии народа, часть которого живёт на своей территории, а другая — за её пределами. Это — армяне. Сегодня грузины помнят это послание, и армянский народ найдёт покровительство в лице грузин. В нашей стране живут представители разных этнических меньшинств. Мы заявляем, что этническим меньшинствам будут предоставлены все те же права, какие имеет большинство населения — грузины», — цитирует Ное Жордания газета «Парос».
Газета много пишет о референдуме, выборах, независимости, однако страницы плавно переносят нас к конфликтам на этнической почве. В одном из выпусков публикуется заявление уже президента свободной и независимой Грузии — Гамсахурдия — о конфликте в Южной Осетии:
«Сегодня в Грузии, как и прежде, нестабильная ситуация. Растёт преступность. В Шида-Картли льётся кровь. Падает производительность. Более 90% населения уверенно решило бороться за независимость страны. Понятно, что нестабильность — не результат внутренних процессов. Это — результат так называемых попыток центра. В таких условиях только наша духовная и физическая разрозненность может позволить центру реализовать свои стратегические планы в Грузии.
Представители других национальностей хорошо поняли, что демократическая, свободная страна — это гарантия их культурной и социальной стабильности, в отличие от советской республики, которая была лишь географическим регионом огромной империи.
К сожалению, такие ценности, как язык, культура, благополучие народа, мало волнуют радикальных осетин, обосновавшихся в Цхинвали и Джаве. Политические амбиции некоторых лиц стали причиной кровопролития, что волнует всех, для кого равноправие и добрососедство — не пустые слова», — говорится в заявлении.
На этом обшарпанные, пыльные страницы архива газеты обрываются. Однако Грузия до сих пор несёт бремя того года, когда обрела свободу и независимость, но потеряла Абхазию, а впоследствии — и Южную Осетию, и когда борьба за свободу и независимость периодически становится актуальной, как и сегодня.