Исследование – Жители Армении и Грузии стали более оптимистичны


После Бархатной революции жители Армении, представляющие самые разные слои общества, стали все более оптимистично относиться к будущему своей страны. Для сравнения, в Грузии за этот период времени наблюдался лишь незначительный рост оптимизма, причем всплеск был сосредоточен в городских районах и среди трудоустроенных.

Как в Армении, так и в Грузии за последнее десятилетие произошли значительные политические, экономические и социальные изменения. Согласно опросу “Кавказского барометра”, в Армении изменения совпали с тем, что все больше армян верят в то, что в конечном итоге все будет хорошо, в то время как в Грузии наблюдается в целом устойчивая тенденция, показывающая незначительный рост.

В 2017 году почти половина населения Армении (46%) считала, что ситуация в их стране никогда не улучшится. Напротив, в Грузии больше людей положительно оценивали будущее своей страны (68%).

В 2019 году оптимизм населения Армении в отношении будущего почти удвоился (80%), превысив показатель в Грузии (69%).  Это изменение произошло после Бархатной революции в Армении, которая привела к власти премьер-министра Никола Пашиняна.

В период с 2019 по 2024 год оптимизм грузин по поводу будущего вырос на шесть процентных пунктов, сравнявшись с долей оптимизма в Армении.

Эти изменения в настроениях варьировались в зависимости от социальных и демографических факторов.

В Армении, после первоначального роста оптимизма после Бархатной революции, люди в возрасте от 35 до 54 лет постепенно становились менее оптимистичными, в то время как настроения других возрастных групп существенно не изменились.

В Грузии оптимизм возрос среди людей в возрасте до 54 лет в период с 2019 по 2021 год, в то время как среди пожилых людей он возрос в период с 2021 по 2024 год.

В Армении мужчины со временем стали менее оптимистично смотреть в будущее, в то время как в Грузии и мужчины, и женщины постепенно становятся более оптимистичными.

Данные показывают устойчивые тенденции, складывающиеся с течением времени в отношении восприятия населением Грузии будущего своей страны в зависимости от уровня образования. Грузины с высшим образованием, как правило, имеют более позитивный взгляд на будущее страны по сравнению с теми, у кого среднее техническое образование или более низкий уровень образования.

Напротив, мнения армян о будущем своей страны существенно не колеблются в зависимости от уровня образования.

Данные из Грузии показывают, что трудоустроенные люди более оптимистично смотрят в будущее страны, чем те, кто не работает. Например, в 2024 году примерно 82% трудоустроенных людей верили, что в конечном итоге в Грузии все будет хорошо, по сравнению с 70% тех, кто не работал.

Однако в Армении настроение работающих людей со временем несколько ухудшилось.

Данные также показывают, что жители сельской местности Грузии смотрят на будущее страны более негативно, чем жители столицы. В период с 2019 по 2024 год отношение жителей Тбилиси стало более позитивным, а в период с 2021 по 2024 год позитивное восприятие возросло и в других городских районах (на 19%).

В отличие от этого, в Армении оптимизм ниже всего в Ереване, где отношение стало более негативным в период с 2021 по 2024 год. В остальном отношение в основном оставалось стабильным во всех типах населенных пунктов.

В 2024 году уровень оптимизма в отношении будущего в Армении и Грузии был довольно схожим, причем в Армении оптимизм значительно возрос после Бархатной революции в стране, а в Грузии наблюдался незначительный рост. В Армении рост оптимизма наблюдался во всех слоях общества, в то время как в Грузии недавние изменения, по-видимому, были сосредоточены в городских районах и среди трудоустроенных.

Эта статья была написана Тинатин Гагошидзе, младшим научным сотрудником CRRC в Грузии. Взгляды, представленные в этой статье, принадлежат только автору и не обязательно отражают точку зрения CRRC в Грузии или какой-либо связанной организации.

Статья публикуется в рамках партнерства по обмену контентом с OC Media. Вы можете прочитать оригинал на английском языке здесь.