Почему в Грузии не повышается минимальная заработная плата?


Грузия уже много лет требует повышения минимальной заработной платы, но безуспешно. К вашему сведению, в стране до сих пор действует указ Эдуарда Шеварднадзе от 1999 года, согласно которому минимальная заработная плата составляет 20 лари.

В разное время в парламент Грузии вносились многочисленные предложения об увеличении минимальной заработной платы, однако обсуждение этого вопроса не достигло своего завершения. Например, Международный центр защиты прав и свобод (МЦЗПС) недавно внес в парламент аналогичное законодательное предложение. До этого существовала профсоюзная коалиция, проект которой даже не обсуждался. Еще раньше, в 2019 году, инициативу о повышении минимальной заработной платы в законодательном органе выдвинул Бека Нацвлишвили, на тот момент независимый депутат.

Как говорит основатель Института справедливой экономики, «Бизнес избегает любого регулирования, потому что для него это дополнительные расходы. А правительство его не поддерживает по идеологическим причинам».

По словам Беки Нацвлишвили, политики рассматривают этот вопрос как отношения между работодателем и работником, в которые они не должны вмешиваться, поскольку это нанесет ущерб экономике. Однако, как утверждает основатель Института справедливой экономики, это неправильный подход.

Почему в Грузии не повышается минимальная заработная плата?

«Модели определения минимальной заработной платы различны и определяются исходя из специфики страны. Она выбирается самими странами. Например, минимальная заработная плата определяется на отраслевом и центральном уровнях. Однако все это требует силы отраслевой, объединяющей организации (если таковая имеется), а также профсоюза».

К сожалению, наши профсоюзы слабы как на отраслевом, так и на центральном уровне. Именно они должны начать переговоры (на фоне протестов или в формате трехсторонней комиссии), а отрасли должны договориться о минимальной заработной плате. Затем на основе этого создаются различные механизмы. Однако минимальная заработная плата всегда должна быть возобновляемой с учетом экономического роста и инфляции.

Однако если бы этот вопрос определялся на отраслевом уровне, то ни бизнес, ни правительство сами бы его не поднимали. Бизнес избегает любого регулирования, поскольку оно обходится ему дорого. И правительство не поддерживает это по идеологическим причинам. У меня есть личный опыт в этом вопросе, поэтому я так говорю. Я являюсь автором законопроекта об определении минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Есть несколько важных направлений, но я считаю, что этот вариант был наиболее продуманным, поскольку этот законопроект был научно просчитан и разработан по согласованию с различными зарубежными экспертами (которые имеют в этом опыт).

Очевидно одно: правительство рассматривает этот вопрос как вопрос взаимоотношений между работодателем и работником, в который оно не будет вмешиваться. Если работодатель соглашается платить низкую зарплату (зарплату, которой не хватает ни на что) человеку, у которого нет других доходов, и вы с этим соглашаетесь, то это неправильно. К сожалению, именно этой логике следует правительство. Долгое время они считали, что этот вопрос должны решать сами работодатель и работник, поскольку в противном случае это приведет к вмешательству рынка, что нанесет вред экономике и т. д. «Но это неправильно, потому что если покупательная способность высока, это, по крайней мере, помогает местной экономике», — говорит Бека Нацвлишвили.