Европейский суд направил Грузии вопросы по иску гражданских организаций


«Европейский суд по правам человека начал рассмотрение иска неправительственных и медиаорганизаций в связи с «российским законом»», — об этом сообщает Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ).

Как заявляют в организации, Страсбургский суд начал рассмотрение дела по всем пунктам, указанным в иске.

«Европейский суд по правам человека уведомил нас, что начал рассмотрение иска, поданного против „российского закона“, и направил государству соответствующие вопросы. Суд принял дело к производству по всем статьям, указанным в иске», — говорится в заявлении.

Как известно общественности, 17 октября 2024 года 16 медиаорганизаций, 120 неправительственных организаций и 4 физических лица обратились в Европейский суд по правам человека с иском в связи с «российским законом» и его тяжкими последствиями.

В иске указано, что «российский закон» нарушает следующие статьи Европейской конвенции по правам человека:

  • свободу объединения (статья 11),
  • свободу выражения мнения (статья 10),
  • право на уважение частной и семейной жизни (статья 8),
  • запрет дискриминации (статья 14),
  • право на эффективное средство правовой защиты (статья 13),
  • рамки применения ограничений прав (статья 18).

Согласно направленной судом корреспонденции, делу может быть присвоен статус дела, имеющего особо важное значение, что применяется к делам, затрагивающим особенно значимые вопросы защиты прав человека.

Также отмечается, что после подачи иска преследование гражданского общества продолжилось и усилилось. Повторная инициатива перевода и адаптации FARA (Закона о регистрации иностранных агентов, действующего в США) — часть продолжающейся политики партии «Грузинская мечта». В отличие от Грузии, в США данный закон не используется против независимых НПО и свободных СМИ. Цель «Грузинской мечты» — использовать этот акт для маскировки «российского закона».

Решения ЕСПЧ по делам Kobaliya and Others v. Russia (№39446/16 и 106 других) и Ecodefence and Others v. Russia (№9988/13 и 60 других) ясно показывают, как законы, ограничивающие деятельность гражданского общества, используются в авторитарных режимах для подавления независимых голосов.

Важно отметить, что с момента отправки иска пропаганда «Грузинской мечты» утверждала, что дело не было отправлено. Позже, после публикации выписки из почтовой посылки, пропагандистские СМИ начали утверждать, что на документе не было подписи суда. После официальной регистрации дела они продолжили вводить общественность в заблуждение, манипулируя различными процедурными вопросами. Высшие должностные лица до сих пор продолжают стигматизировать гражданское общество и навешивать на него оскорбительные ярлыки.

«Российский закон» не только ограничивает гражданское общество и медиа, но и служит инструментом разобщения граждан и подавления критических голосов. Борьба против российских законов и цензуры завершится победой грузинского народа», — говорится в заявлении АМЮГ.