
Вопреки прошлогодним прогнозам о падении лари из-за политического кризиса и ухудшения отношений с Грузии с Западом, лари укрепляется по отношению к доллару, евро и многим другим валютам, в то время как рубль дорожает по отношению к лари. Jnews обсудил причины укрепления лари и рубля с экспертом по экономике Вахтангом Мгеладзе.
– Каковы причины укрепления лари, ведь финансовые поступления в страну сократились?
– Лари у нас укрепляется, потому что создан дефицит массы лари в обращении. Процедура такая – Национальный банк кредитует коммерческие банки по процентной ставке рефинансирования и получает дешевый лари. Потом эти лари выбрасывают в обращение, кредитуют и т.д. Что у нас получается, Национальный банк изъял большую часть массы лари, соответственно, возник повышенный спрос на лари и курс укрепился. Второй момент – сами банки тоже боятся, что лари может обесцениться. В таком случае могут возникнуть проблемы по кредитам. Вот они и остановили кредитование, в частности, новые проекты в секторе туризма многие остановились, по недвижимости они финансируют только свои проекты или продолжают финансировать свои дочерние компании, а новые проекты они приостановили, соответственно, обращение денежных масс тоже сократилось. Вот эти два фактора и повлияли на то, что поддерживается курс, хотя валютные поступления с начала года и уменьшились.
– Какой туристический сезон нам предстоит в этом году?
– Cейчас наступает туристический сезон, и все показатели, параметры говорят о том, что сезон будет успешным. Во-первых, авиакомпании сейчас снижают цены на перелеты, то есть большой поток туристов ожидаем из Израиля, Ближнего Востока. Большой поток туристов ожидаем из России по двум причинам. Во-первых , у них на черноморском побережье разлилась нефть, во-вторых, в Турции турбулентная ситуация, люди сейчас задумываются, стоит ли ехать в Турцию. Поэтому многие предпочитают Грузию.
– Означает ли это, что курсу лари ничего не угрожает?
– В среднесрочной перспективе ничего не грозит, потому что приток туристических денег летом и весной стабилизирует ситуацию. Если смотреть более стратегически, я бы, например, посоветовал тихо обесценивать лари, потому что у нас слишком высокая себестоимость производства товаров и услуг, мы слишком зависимы от импорта, наша продукция не конкурентоспособна из-за этого, а если у нас будет дешевая себестоимость, бюрократические издержки уберем, какие-то налоговые льготы сделаем, более доступное кредитование сделаем, процентную ставку снизим, валюта будет у нас постоянно тихо-тихо падать, соответственно, будет рывок местного производства. К этой модели, я думаю, мы придем, если хотим свою экономику развивать.
– Но ведь такая ситуация не может продолжаться долго?
– Сейчас экономика находится в рецессии, то есть не развивается, не растет. Это от того, что они уменьшили количество денежной массы в обращении и оставили какие-то программы. Сейчас скоро начнется туристический поток и уже они тихо-тихо начнут раскручивать, денежная масса в обращении увеличится.
– Как объяснить укрепление рубля, которое наблюдается в последнее время?
– Российский рубль дорожает в мире , это от нас никак не зависит. Это из-за того, что идут переговоры с американской стороной, из за того, что американские компании начали торговать российскими ценными бумагами, поток инвестиции пошел, приток волюты, рубль начал укрепляться. Я даже больше скажу, что российской экономике не особо выгодно, чтобы рубль сильно укрепился, потому что это увеличит себестоимость. Сейчас лари ничего не грозит, потому что период, который был критический январь-февраль , они перекантовались за счет того, что создан дефицит денежной массы. Сейчас уже пойдут валютные поступления и тихо- тихо они начнут раскручивать уже.
– После принятия закона “Об иноагентах” многие ожидали резкого падения курса лари, но этого не произошло. Почему?
– Закон “об иноагентах” к экономике не имеет абсолютно никакого отношения. Определенные поступления сократились, потому что американская сторона прикрыла бесполезные проекты. USAID и прочие организации перестали финансироваться из американского бюджета. Это ударило по экономике, потому что эти деньги доходили сюда и здесь тратились, больше они никому не давали. Очень маленький КПД был, потому что очень большие откаты были обратно к американской стороне, и сейчас идет как раз расследование.