Ведомства, которые владеют и контролируют сотни камер, используют записи с камер частных коммерческих учреждений как доказательства. Однако при этом утверждают, что их собственные камеры «ничего не видели и ничего не слышали». Об этом пишет радио Тависублеба.
Если встать перед корпусом «А» Государственного университета имени Ильи и посмотреть на противоположную сторону улицы, можно увидеть две новые камеры, направленные прямо на вход в университет — место, где студенты часто проводят акции. Чтобы подчеркнуть их наличие, студенты вывесили между двумя руками большой белый баннер с надписью: «Большой брат, мы за тобой следим».
Аналогичная ситуация у Театрального университета, где студенты бастовали более двух месяцев. Если взглянуть на противоположную сторону улицы, можно заметить такие же новые камеры, как у университета имени Ильи, обе направленные на вход в Театральный. После массовых ноябрьско-декабрьских протестов десятки таких камер появились по всему проспекту Руставели.
Продвигаясь по улице Костава в сторону Сабуртало, легко заметить добавленные к уже существующим новые камеры, в том числе одну, контролирующую лестницу у здания Общественного вещателя. Каждый вечер здесь собираются десятки людей, которые затем отправляются на демонстрацию на Руставели.
По маршруту от бывшего здания Общественного вещателя до Парламента (около двух километров) протестующих фиксируют около сотни камер. Недавно такие же камеры появились на площади Героев, аналогичные тем, что установлены на Руставели и Чавчавадзе.
Пешеходный переход у Филармонии, где периодически собираются участники протестных маршей, также усыпан новыми камерами. Последний такой марш — «Марш матерей» — прошел 3 марта, в нем участвовала даже президент Саломе Зурабишвили.
Республиканская площадь тоже обзавелась новыми камерами. Они установлены в местах, где после массовых акций протеста постоянно дежурят полицейские патрули.
На улицах, где часто проходят митинги, камеры расположены так, чтобы ни одна важная зона не оставалась вне поля зрения. Например, камеры у Оперы следят за лестницей подземного перехода.
Камеры обновили и на здании Парламента. Вместо десятка старых камер теперь установлены две поворотные камеры, способные приближать изображение и записывать звук.
Вдобавок к камерам вокруг Парламента постоянно дежурят минимум десять полицейских машин и десятки сотрудников. 17 марта, когда журналисты спросили у нескольких из них, какое ведомство отвечает за парламентские камеры и кто хранит записи, в Патрульной полиции ответили, что это не их компетенция.
Согласно приказу Министерства внутренних дел от 2019 года, непрерывное видеонаблюдение по всей стране осуществляет Центр управления общественной безопасностью (112). Это ведомство фиксирует преступления, попытки преступлений и административные правонарушения с помощью видеоаналитики. Здесь же хранятся записи с нагрудных камер полицейских.
Камеры установлены даже на крыше здания Парламента, фиксируя участки прилегающих улиц, где во время массовых протестов обычно размещаются спецназовцы и происходят столкновения с протестующими. Например, одна из них направлена на угол улицы Чичинадзе.
Однако ни на одной из новых камер нет обозначений, какое ведомство их контролирует — МВД, Служба государственной безопасности или Служба государственной охраны. Единственные камеры в городе с официальными предупреждающими знаками о видеонаблюдении принадлежат мэрии Тбилиси. Они фиксируют нарушения правил дорожного движения и парковки.
Согласно данным официального сайта государственных закупок, с 28 ноября государство потратило более полумиллиона лари на закупку новых камер, произведенных китайскими компаниями Dahua Technology и Hikvision.
12 декабря 2024 года Центр управления общественной безопасностью (112) приобрел 30 управляемых камер за 84 963 лари. В документации указано, что это связано с повреждением 115 камер во время протестов на проспекте Руставели после 28 ноября.
30 января 2025 года Служба по чрезвычайным ситуациям МВД закупила 7 новых камер и 16-канальный видеорегистратор за 5 510 лари, однако место их установки не указано.
В тот же день Центр 112 потратил 155 977 лари на закупку и монтаж 35 камер, установленных не в Тбилиси, а на штрафных автостоянках в Натахтари и Дигоми.
28 февраля 2025 года Центр 112 приобрел еще 100 камер общей стоимостью 329 900 лари. В документации не указано, где именно они были установлены, но их описание совпадает с новыми белыми камерами округлой формы, появившимися на Руставели и улицах, по которым проходят протестующие.
Камеры серии WizSence (модель SD6CE245GB-HNR) обладают высоким уровнем интеллекта: они могут распознавать лица, идентифицировать людей и транспортные средства, а также отслеживать объекты, попадающие в их поле зрения.
Эти «робо-камеры», как их называют специалисты, могут автоматически подавать сигнал тревоги, если, например, в определенной зоне появляется человек в нестандартной одежде. Камеры способны анализировать возраст, пол, эмоциональное состояние (гнев, грусть, страх, радость, спокойствие) и внешние признаки (очки, усы, маски). Они работают в любых погодных условиях и при любом освещении.
По данным МВД, в конце 2024 года в стране было 8 334 камеры, из них 3 039 в Тбилиси. Официально в Грузии системы распознавания лиц есть только в аэропортах и на пограничных пунктах. Однако рост числа штрафов, выписанных по записям камер, указывает на возможное скрытое использование этой технологии.
Обе китайские компании, Dahua и Hikvision, находятся под санкциями США за производство технологий, которые авторитарные режимы используют для контроля и репрессий. Камеры Hikvision применялись Китаем для слежки за уйгурами, а в Израиле — для апартеида.
12 марта 2025 года Ассоциация молодых юристов Грузии опубликовала видео, на котором видно, как камера фиксирует участницу акции на Руставели, а затем приближает кадр, чтобы считать текст из ее документов. После этого протестующие стали тщательнее скрывать лица и осторожнее пользоваться телефонами.
Рост числа камер на улицах вызывает вопрос: это больше контроль или больше безопасность?
Расследования случаев насилия силовиков над демонстрантами и журналистами в 2024 году показывают, что записи с камер, принадлежащих силовым ведомствам, в уголовные дела не передаются. В материалах дел фигурируют только записи с частных камер и торговых центров.
Видеокамеры есть даже в собственности Патриархии — они установлены в дворе Кашвети и на крыше звонницы.
Когда Специальное следственное ведомство запросило записи с камер различных государственных структур, большинство ответов сводились к одному: либо камера «случайно» была сломана, либо записи утеряны.
Тем временем, на одной из табличек о видеонаблюдении в Александровском саду появилась надпись: «1984» — название романа Джорджа Оруэлла.