
В последние годы в Грузии наблюдается ухудшение состояния медиасреды. Всё началось с политической поляризации и продолжилось превращением СМИ в “агентов иностранной силы”. Ситуацию ещё больше усугубило отсутствие донорских средств. О будущем свободной прессы в условиях, когда СМИ встречаются с финансовыми трудностями, политическим давлением и ограничениями на внешнее финансирование, читайте в материале Jnews.
Подавляющее большинство СМИ в Грузии, вероятно, не смогли бы существовать или даже не были бы созданы без внешнего финансирования. Новые законы, вводимые властями Грузии, делают и так непростую работу СМИ ещё более сложной, а отсутствие финансирования на фоне ограниченного рекламного рынка ставит выживание большинства медийных организаций под угрозу.
Так, например, телекомпания «Боржоми» приостановила свою деятельность с 1 января 2025 года после 27 лет работы. Было прекращено вещание и деятельность на онлайн-платформах. Причиной этого стал кризис, вызванный в 2024 году принятием в Грузии «Закона о прозрачности иностранного финансирования». О деталях кризиса и проблемах с финансированием в компании пока не сообщают. После принятия нового закона «О прозрачности иностранного финансирования» телеканал был внесён в реестр «Организаций, проводящих интересы иностранных сил».
Ещё один оппозиционный телеканал «Мтавари архи» прекратил вещание 15 февраля, обвиняя одного из своих соучредителей, Зазу Окуашвили, в попытке закрыть канал. Канал утверждает, что Окуашвили создал финансовый кризис, чтобы остановить эфир и закрыть главную критикующую платформу в стране. По версии канала, действия Окуашвили направлены на помощь российскому режиму, и сейчас они ищут средства для восстановления работы. В свою очередь, Окуашвили обвиняет руководство канала, включая Георгия Габунию и Нику Гварамию, в финансовых махинациях, приведших к банкротству. На данный момент «Мтавари архи» транслирует только повторные программы, сериалы и фильмы, продолжая искать способы возобновить полноценное вещание.
Однако прекращение работы этих телеканалов — это лишь первые шаги, и, скорее всего, не последние. Большинство медийных организаций уже не рассчитывают на возобновление финансирования из США.
По мнению эксперта в области СМИ Звиада Коридзе, прекращение финансирования — это не единственная проблема, с которой сталкиваются СМИ Грузии.
“Есть ещё многие европейские, общеевропейские фонды, которые присутствуют в Грузии, которые тоже финансируют медиа. Они не закрывали свои программы, но правительство уже действует в экстренном режиме и хочет принять такой закон, который запрещает вообще любое финансирование извне. Во всяком случае, они проанонсировали вот такой законопроект, который они собираются принять. Это означает, что они всячески будут мешать международным организациям и фондам помочь грузинским медиа. То есть мы здесь выделяем три разных вида проблем. Первая – это когда у владельцев, особенно больших каналов, проблемы, свои внутренние, с менеджментом. Вторая — это проблема того, что USAID закрыл, приостановил работу своих структур и прямого подчинения, и даже тех организаций, которые получали деньги от USAID, а потом тратили их на медиа. И третья — это уже то, что правительство хочет принять такой закон, который будет мешать всем организациям извне профинансировать работу местного медиа”, — говорит он.
Многие СМИ получают средства из местных бюджетов, что делает их зависимыми от властей. Остальные независимые медиа существовали благодаря внешнему финансированию, но смогут ли они продолжать работать независимо, если сложная политико-экономическая ситуация сохранится?
“В принципе, это такой букет уже проблем. Под ударом и общенациональные медиа, и региональные медиа, и телевидение, и онлайн-медиа. То есть, здесь различий ни по географии, ни по структуре работы нет. Потому что все медийные организации попадут под натиск. Потому что очень узкий пока в Грузии рекламный рынок. Мы видим, что у рекламодателей нет желания финансировать разные медиа или делать рекламные взносы в разные медийные организации, не из-за того, что они этого не хотят. Мол, нет в этой организации аудитории, и не стоит туда рекламу вкладывать. Нет. У них нет возможности давать рекламу в разных типах медиа из-за того, что бизнес сам находится под колпаком власти. И они сами не могут принять решение. Поэтому, когда есть несвободная бизнес-среда в стране, это влияет и на сам бизнес, и на устойчивость медиа в Грузии”, — говорит Звиад Коридзе.
Относительно решения правительства создать фонд для поддержки НПО и СМИ эксперт выражает скептицизм, учитывая текущий уровень демократии в стране.
“Как могут быть в пользу медиа деньги, которые выделяет правительство? Это напрямую означает, что правительство покупает медиа. “Я буду давать тебе деньги из государственного агентства, только потому, что ты мой уже”. Они делают свои собственные правительственные медиа. Способствуют их развитию. Вот это проблема, которая есть в странах, где авторитарное правление и нет маломальской прозрачности. Государственные фонды, конечно, существуют в Германии. Но в случае Германии мы должны все это рассматривать в общей структуре демократического правления, которое есть в данной стране. А если мы будем вот так просто, формально, создавать такие фонды из бюджета и потом скажем, что эти деньги пойдут на развитие свободных СМИ и НПО, это полноценная чушь. Мы можем посмотреть, как это делается в таких авторитарных государствах, как Россия, Азербайджан, Беларусь, где накапливается большой капитал, и потом этот капитал щедро даётся НГО-организациям, бизнесу и медийным организациям. Но потом они, естественно, тихо сидят и вообще не замечают, чем занимается правительство. Вот этого, наверно, и хочет Бидзина Иванишвили”, — говорит он.
В условиях, когда независимые СМИ сталкиваются с финансовыми трудностями, политическим давлением и ограничениями на внешнее финансирование, будущее свободной прессы в стране остаётся под вопросом. С каждым днём ситуация становится всё более сложной, и, если не будут предприняты решительные шаги для защиты независимых медиа, Грузия рискует оказаться в числе тех стран, где журналистика и свобода слова становятся инструментами политической пропаганды, а не средством объективного освещения событий.