
Каждый год государство выделяет 40 млн лари на Программу “Помощь селу” (ППС), которая действует уже 15 лет и предоставляет селам средства для развития. Однако, несмотря на ежегодное финансирование, в сёлах Ахалкалаки не наблюдается резких изменений, влияющих на качество жизни местных жителей. Как используются средства ППС в этих селах? Каковы цели программы и как они достигаются?
ППС — программа, направленная на развитие сел. В рамках этой программы каждому селу выделяется финансирование, после чего жители определяют приоритетные направления использования средств. Затем начинается реализация намеченных задач. Идея программы интересна и демократична с точки зрения гражданского участия, однако результаты остаются скромными из-за ограничений и ряда деталей. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Органиченные средства – ограниченные результаты
Государственная программа «Помощь селу» в Ахалкалакском муниципалитете, как и по всей Грузии, действует уже 15 лет, начиная с 2009 года. Она была приостановлена в 2017 и 2018 годах, но с 2019 года проводится ежегодно.
В начале программы суммы по ППС для каждого села различались и пересчитывались ежегодно. Начальная сумма определялась исходя из численности населения сел, к минимальной сумме, выделенной всем селам, добавлялась сумма в зависимости от количества жителей. Малые села получали меньшие суммы, тогда как большие — значительно больше. Для Ахалкалакского муниципалитета суммы варьировались от 6000-8000 до 52000-53000 лари. После возобновления программы в 2019 году расчёт расходов изменился: минимальная сумма по программе ППС в Ахалкалакском муниципалитете теперь составляет 10 000 лари, максимальная — 20 000 лари. В зависимости от численности населения, села могут получать 12 000 лари или 16 000 лари.
Бюджет ППС с 2019 года остается неизменным и составляет 40 миллионов лари, региону Самцхе-Джавахети выделяется 3 366 000 лари. Ахалкалакский муниципалитет получает 922 000 лари.
До перерасчёта Ахалкалаки по ППС получал больше средств, так, например, в 2015 году сумма составила 1 067 601 лари, а в 2016 году — 1 111 730 лари.
Сначала в рамках программы крупных проектов в селах не реализовывалось, так как не все виды работ были разрешены; местным жителям предоставлялся ограниченный список. После неожиданного прекращения программы в 2017 году многие села Ахалкалаки остались с незавершёнными проектами и опасались начинать новые, сомневаясь в будущем программы. Завершение незавершённых работ по программе «Помощь селу» в 2017 году было профинансировано из местного бюджета, и муниципалитет Ахалкалаки выделил 800 000 – 900 000 лари для этой цели.
После того, как программа возобновилась и продолжалась каждый год, некоторые сёла “осмелились” начать крупные проекты и делать их на протяжении нескольких лет. Одним из таких проектов стал Спортивный зал села Хандо. В селе начали направлять средства от ППС на строительство Спортивного зала для молодёжи с 2021 года, но не знают, за сколько лет смогут завершить строительство. Хандо – одно из сравнительно больших сёл муниципалитета и ежегодно получает максимальную сумму в муниципалитете по этой программе – 20 000 лари. В 2021 году построили фундамент и опорные столбы.
Фото из архива JNEWS. Спорт зал села Хандо, лето 2021 года
Жители села рады строительству спортивного зала, надеясь, что это удержит молодёжь, но затянутое строительство их тревожит: поколение, инициировавшее проект, может уже не суметь воспользоваться этим спортивным залом.
“4 года не могут построить, и не знаешь, еще за 4 года закончат или нет. Каждый год какую-то работу делают. Хорошо, что строят, но затягивают. Нужно было быстро построить, за четыре года государство, при желании, могло построить. Очень много работы еще остается, больше, чем сделано: полы, штукатурка, отопление, окна. В селе 4 парня, в том числе мой племянник, едут на такси заниматься спортом в село Корх. Не каждая семья может себе это позволить”, – говорит Владимир Ширинян, житель села Хандо.
Спорт зал села Хандо. Весна 2023 года. Фото из архива JNEWS
На сегодня построены только стены и крыша здания и то не только на средства ППС.
Государственная служба аудита проверила деятельность Ахалкалакского муниципалитета за 2020-2021 годы. В аудиторском отчете указано, что некоторые средства были потрачены неэффективно, многие проекты программы “Помощь селу” остались незавершенными. После этого местный бюджет начал выделять средства для завершения начатых работ по ППС.
В 2024 году около 30 сел получили дополнительные средства к своим суммам от ППС. Местный бюджет добавил до 200% от суммы ППС для завершения работ в целом или отдельных компонентов крупных проектов. Сумма для каждого села определялась индивидуально.
Село Хандо из местного бюджета в 2024 году получило более 30 000 лари, что составило 150% суммы ППС. Тендер на строительство крыши здания был объявлен в конце 2024 года на сумму 50 061 лари.
Спортивный зал села Хандо в январе 2025 года
Ограниченные приоритеты и краткосрочные результаты
В первые годы ППС сёла в основном тратили средства на ремонт ритуальных домов, покупку инвентаря для них, ограждение кладбищ, реабилитацию дорог и некоторые другие работы. На 4–5 год программы сёла начали инвестировать в долгосрочные проекты, такие как реабилитация водопроводов и строительство водохранилищ. В последние годы ночное освещение улиц – самый популярный приоритет в селах. Однако не все работы можно финансировать из средств ППС, среди запрещённых работ ремонт школ, газификация и электрификация, кроме освещения улиц, и некоторые другие.
В сёлах Ахалкалакского муниципалитета, где нет природного газа, все разговоры о проблемах села сводятся к отсуствию газа, а желаемыми изменениями называются проведение газа. Село Сулда – одно из негазифицированных сёл, каждый раз жители села предлагают сумму от ППС использовать на газификацию села, однако это не разрешается.
Фото из архива JNEWS, собрание по выбору приоритетной работы в селе Сулда, 2023 год
Сумма по ППС села Сулда – 16 000 лари. В 2024 году в Сулда сумму ППС потратили на реабилитацию водопроводной линии внутри села и отремонтировали водоем для скота.
В рамках ППС разрешено осуществлять следующие приоритеты: систему питьевого водоснабжения (включая колодцы и водопроводы), основание зданий, очистных сооружений, скважин, системы орошения, дренажные каналы, мосты, решетки, переправы, освещение, благоустройство вокруг школ и дошкольных учреждений, инвентарь для амбулаторий и спортивной инфраструктуры, скверы с детскими площадками и инвентарем, мокрые точки и ванные комнаты, мельницу, ограждение кладбищ и благоустройство, ГЭС и их реабилитацию, установку адресов объектов и географических знаков, туристические указатели. В приоритеты программы 2025 года также включена покупка транспорта.
Приоритеты часто менялись. В 2020 году нельзя было использовать сумму ППС на ритуальные дома, благоустройство кладбищ и ремонт домов культуры, хотя ранее это было разрешено. В 2021 году разрешили тратить на ритуальные дома, но не на дома культуры. Иногда на собраниях люди выражают недовольство тем, что разрешенные для расходов приоритеты ППС им не нужны, а нужные им работы нельзя финансировать.
Февраль 2021 года, собрание в селе Хорения по ППС. Жители недовольны, что им не дают завершить начатый по программе до этого ремонт Дома культуры, который служит также ритуальным домом
Многие средства от ППС были потрачены на работы с краткосрочным результатом. Сёла направляли свои средства от ППС или половину на засыпку гравием и грейдеровку внутренних дорог села. Результаты этих работ смываются с первым проливным дождём.
Гражданское участие
На что потратить сумму от ППС должны решить жители села на общем собрании, на котором присутствуют также представители мэрии Ахалкалакского муниципалитета, по идее они не имеют право вмешиваться в процесс выборов, а только направляют сам процесс собрания.
Казалось бы, эта программа обеспечивает гражданское участие, которое должны обеспечивать местные власти, согласно “Кодексу о местном самоуправлении”. Однако она обеспечивает формально.
На собраниях для выбора приоритетных работ в селах, в основном, собирается мало людей, включенность населения в селах не на должном уровне. Для того, чтобы сделать выбор, должны присутствовать 20% жителей села, в противном случае собрание считается не состоявшимся, однако часто это не соблюдается. А женщины на собраниях бывают в единичных случаях. Они считают это не женским делом.
Жительница села Алатуман Сусан Тоноян говорит, что знает о собраниях, но не участвует: “Это мужское дело, женщинам не интересно”.
Часто на собраниях во время выбора приоритетных работ жители не могут выбрать приоритет, мнение собравшихся разделяется. В случае, если сельчане не могут выбрать приоритет самостоятельно, то это может сделать руководство муниципалитета, изучив выдвинутые участниками собрания приоритеты.
Фото из архива JNEWS. В селе Мерения в 2019 году собрание закончилось без выбора приоритетной работы после долгих и бурных споров жителей
Часто собрания не дают нужный результат. Жители начинают говорить о важных проблемах после собрания, в итоге бывает, что приоритеты меняются в течение года. Так, в селе Дадеш в 2020 году три раза поменяли работу, в конце концов остановились на реабилитации моста села, в результате работы закончили только в конце декабря.
За 15 лет сёла Ахалкалакского муниципалитета развились, жители стремятся к лучшей жизни и предъявляют более высокие требования. Некоторые, которые не могут свыкнуться с существующими проблемами, покидают село и переезжают в другие места в поиске лучшей жизни. Некоторые, маленькие сёла Ахалкалаки опустошаются. Села Ахалкалакского муниципалитета сегодня нуждаются в быстром проведении крупных работ, что указывает на необходимость пересмотра финансирования или приоритетов ППС. Однако пока изменения не произошли: ни сумма выделяемых средств, ни список предлагаемых работ не изменились.