Финансирование студентов резидентуры медицинского университета с условием их дальнейшего возвращения в больницы Ахалкалаки и Ниноцминда, дало повод надеяться, что нехватка кадров в больницах Джавахети будет восполнена, но прекращение программы, по мнению экспертов этой области, может углубить кадровый дефицит.
Несколько лет назад сеть клиник “Evex” приняла решение спонсировать оплату обучения студентов резидентуры, но в этом году решение было отменено, поскольку госпиталь Ахалкалаки купила клмпания “Клиники Грузии”. На продолжение резидентуры по этой программе подали заявки 4-5 студентов из Ахалкалаки и Ниноцминды. Jnews пообщался с тремя из них.
Этот вопрос беспокоит менеджера больницы Ахалкалаки Алексана Торояна. Он отмечает, что программа была очень важной, поскольку с каждым резидентом был подписан договор. Согласно которому, после обучения резидент обязуется проработать в больнице Ахалкалаки от трех до пяти лет, после чего он решит, продолжать работать в больнице или нет.
Они подписали контракт с теми специалистами, которые наиболее востребованы в госпитале. Тороян собирается обратиться к депутатам Парламента, чтобы вопрос решился хотя бы частично, поскольку из-за финансовых проблем некоторые резиденты вынуждены отказаться от дальнейшего профессионального роста.
Армине Егоян из села Гандза Ниноцминдского муниципалитета. Она узнала о программе, подала заявку и, проучившись год и два месяца, узнала, что финансирование прекращается. Ей осталось отучиться 1 год и 10 месяцев. Сейчас Армине находится в сложной ситуации, семья разделилась на две части, у нее есть огромное желание стать опытным врачом. По профессии Армине — детский невролог.
«Я согласилась на условия контракта, чтобы продолжить образование и профессиональный рост, хотя учиться с двумя детьми было сложно. За квартиру я платила 800 лари, отдельно платила за коммунальные услуги, отдельно за детей и т. д., это было очень сложно.
Чтобы не потерять все, чего я добилась на данный момент, я оказалась перед трудным выбором, я пока что продолжаю учёбу, но в дальнейшем не могу сказать получится или нет. Мне бы очень хотелось, чтобы хотя бы мэрия помогла», – говорит Армине.
Теперь, когда вышеупомянутая программа приостановлена, ей приходится самостоятельно собирать средства для оплаты обучения в размере 500 лари в месяц.
Другой резидент Хнканос Пашаян тоже из Ниноцминдского муниципалитета, из села Ждановакан. Сейчас он живет в Ахалкалаки со своей семьей, так как работает в отделении скорой помощи Ахалкалаки. Он отучился по программе два года, но ему осталось еще два года, чтобы закончить резидентуру. Из-за приостановки программы финансирования ему пришлось взять отсрочку. По профессии он уролог.
«В сентябре меня перевели на второй курс, а в ноябре мне сообщили, что госпиталь больше нас не спонсирует, то есть с 1 ноября я должен платить 500 лари в месяц. Сейчас я работаю в отделении неотложной помощи Ахалкалаки и невозможно платить 500 лари в месяц и быть там каждый день. Если у человека есть семья, ему сложно платить 500 лари каждый месяц. Я взял отсрочку, пока понаблюдаю, что произойдет, может быть, появится программа, на который я смогу подать заявку. У меня есть друзья, которые тоже взяли отсрочку, многие из них столкнулись с проблемами», – говорит Хнканос Пашаян.
Другая студентка была удивлена, когда ей позвонили и сказали, что они больше не предоставляют финансирование.
«Я узнала о финансировании два года назад, сдала экзамены и была принята в программу клиник “Evex”. Что включала в себя программа? Срок моего обучения был три года, отделение у меня было общетерапевтическое, а условия были следующие: я учусь бесплатно, со 100% финансированием, и потом, согласно контракту должна была три года отработать в клинике Ахалкалаки. Главным и важным пунктом этой программы было то, что студенты и выпускники медицинских вузов должны вернуться в родной регион и город и восполнить дефицит специалистов, которые необходимы в клинике. Поскольку за наше образование больше не платят, то мы освобождаемся от обязанности возвращаться и обязательно работать в клинике. Я училась по этой программе 12 месяцев, мне осталось 20 месяцев до окончания учебы. Мне заплатили за 12 месяцев. В зависимости от профессии стоимость обучения разная: ежемесячная оплата составляет 300-500-700-800 лари», – сказала одна из бенефициаров программы.
Когда студентам медицинской резидентуры сообщили, что их больше не спонсируют, в качестве причины заявили, что программа для них не актуальна и считают ее лишним расходом.
«Нас, студентов из Ахалкалаки, не так много, и каждый принял свое решение. Есть люди, которые решили вообще выйти, есть люди, которые вообще не хотят возвращаться, и я до сих пор не знаю. Я сейчас также и работаю, возможно, останусь (редю – в Тбилиси). Я продолжу свое образование, потому что это очень важно», — говорит один из бенефициаров программы.
Менеджер госпиталя Ахалкалаки говорит, что они выбрали таких резидентов, потребность в которых в больнице ощущается как «воздух и вода». Единственное желание Торояна – решить проблему, чтобы резиденты не отступили от намерения продолжить учебу и вернуться. Студенты также возлагают большие надежды на то, что вопрос будет решен если не полностью, то хотя бы частично.
ეს მასალა შექმნილია ევროკავშირის (EU) ფინანსური მხარდაჭერით. მის შინაარსზე პასუხისმგებელია ააიპ “ღია საზღვრები” და შესაძლოა, რომ იგი არ გამოხატავდეს ევროკავშირის შეხედულებებს.
Данный материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС).
Его содержание является ответственностью некоммерческого юридического лица “Открытые границы» и может не отражать точку зрения Европейского Союза.
მასალა შექმნილია პროექტის „სამოქალაქო საზოგადოების გაძლიერება სოციალურ, ეკონომიკურ და პოლიტიკურ ცხოვრებაში თანაბარი და სრულყოფილი მონაწილეობისთვის“ ფარგლებში, განმახორციელებელი HEKS\EPER Georgia-ს მიერ რეგიონალურ პარტნიორ ორგანიზაციებთან, სამოქალაქო ინტეგრაციის ფონდი (CIF) – ქვემო ქართლი, სამოქალაქო საზოგადოების ფორმირების ხელშემწყობი ცენტრი (SCCSF) – სამცხე-ჯავახეთი, თანამშრომლობით.
Материал создан в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для равного и полного участия в социальной, экономической и политической жизни», реализуемого HEKS-EPER Georgia в сотрудничестве с региональными партнерскими организациями – Фондом гражданской интеграции (CIF) в Квемо Картли, Центром по формированию гражданского общества (SCCCF) – Самцхе-Джавахети.