Протесты в Тбилиси продолжаются, в последние дни наблюдается сравнительно меньший накал, чем это было в первые дни протеста, от этого создаётся впечатление, что протесты постепенно угасают. Что происходит в Грузии и куда двигается протестная волна в Грузии.
В Грузии продолжаются массовые протесты, начавшиеся после заявления премьер-министра Ираклия Кобахидзе о приостановке переговоров о вступлении страны в Европейский Союз до конца 2028 года. Протесты начались в день заявления Кобахидзе – 28 ноября 2024 года и продолжаются уже 21 день. Демонстранты выражают недовольство решением правительства, требуют возобновления евроинтеграционного курса, а также новых выборов. Акции протеста проходят в Тбилиси и других городах, таких как Батуми, Кутаиси, Зугдиди, Гори и в других.
“Очень много людей. Каждый день есть марши, они начинаются днём, и люди там находятся до поздней ночи в большом количестве. Но другое дело, куда это будет направляться, потому что эта энергия пока что не имеет какого-то направления. Политические партии вообще не играют никакой роли. Кобахидзе и остальные пытаются это представить, как будто там вот партии мобилизовали всего лишь 500 человек”, – говорит политолог фонда Рондели Гиорги Бадридзе.
В Тбилиси основные мероприятия сосредоточены на проспекте Шота Руставели, у здания парламента. К протестам присоединяются различные группы общества, включая университетское сообщество, граждан, получивших образование в западных странах, из сферы сервиса и другие. Сообщается о задержаниях участников акций и применении силы со стороны полиции. Хотя в последние дни таких случаев стало меньше. Омбудсмен Грузии Леван Иоселиани сообщил о случаях ненадлежащего обращения с задержанными и наличии телесных повреждений у некоторых из них.
Несмотря на то, что Кобахидзе заявил, что “мы победили, в очередной раз предотвратив Майдан в Грузии”, всё же протесты продолжаются, и ситуация остается напряженной. Участники акций требуют от правительства того же – пересмотреть решение о приостановке евроинтеграции и возобновить переговоры с ЕС, а иногда и новых выборов. Международное сообщество внимательно следит за развитием событий в Грузии.
Однако из-за спонтанности и стихийности протестной волны, по мнению эксперта, она может не дать ожидаемых демонстрантами результатов.
“Ну, обычно, это дело политических партий, политических лидеров. Они как бы играют нейтральную роль на этом этапе. Я не могу сказать почему. Но если политические партии активно не пытаются направлять вот эти процессы, то тогда должны быть какие-то там общественные организаторы, или другие… Пока что всё идёт стихийно. С одной стороны, это и полезно, но с другой стороны, имеет негативный эффект. Например, вот этот репрессивный аппарат, который охотится за активистами, пытается запугать людей, их сажает и тому подобное. С одной стороны, они не могут найти организаторов, потому что нет организаторов. Но с другой стороны, эффект меньше, когда нет организованности. Есть такой риск, что протесты пойдут на нет”, – говорит Гиорги Бадридзе.