Всего несколько лет назад в школах Джавахети был большой спрос на филологов грузинского языка, сегодня картина совершенно иная, на рынке труда наблюдается избыток соответствующих кадров. Молодым филологам стало сложно найти работу по своей профессии. Многие сталкиваются не только с невостребованностью своей профессии на рынке труда, но и с проблемой ограниченных возможностей трудоустройства.
Число новоиспеченных грузинских филологов в Джавахети увеличивается с каждым годом. Они претендуют на работу в школах, но количество вакансий ограничено.
Женя Мкртчян училась в Тбилисском государственном университете, а сейчас работает в Информационном центре Джавахети. Говоря о причинах выбора профессии, она говорит:
«Я всегда любила грузинский язык. Выбрав грузинскую филологию, я хотела не только владеть языком, но и понять грузинский народ и его историю. Эта профессия научила меня тому, что грузины и армяне очень похожи – в своих направлениях и ценностях».
Но возможности трудоустройства ограничены, и это очевидно, отмечает Женя. «Хотя в студенческие годы мне удалось найти работу, но у многих из моего окружения и однокурсников было много трудностей. Спрос на учителей грузинского языка в Ахалкалаки резко снизился, потому что школы уже полностью укомплектованы кадрами».
Женя добавляет, что на ее курсе было два студента из Джавахети, один из которых сейчас работает, а другой пока ищет работу. Свою профессию она выбрала исходя из любви к языку.
Феня Торосян также окончила факультет грузинской филологии Тбилисского государственного университета и сейчас работает учителем грузинского языка в одном из сел Джавахети.
«Я люблю грузинский язык, мне хотелось его углубленно изучить. После окончания университета я вернулась в Джавахети, но возможности трудоустройства для местных филологов ограничены. Во многих местах требуется опыт работы, которого нет у новоиспеченного специалиста. В результате, трудоустройство становится практически невозможным», — говорит Феня.
Лилит Караханян окончила Самцхе-Джавахкский государственный университет и сейчас работает в школе специалистом по билингвальному образованию. Она рассказала следующее:
«Я рада, что мне удалось совместить две любимые мной области: грузинскую филологию и искусство. Но если проанализировать общую ситуацию, то можно сказать, что на рынке труда упал спрос на грузинских филологов. Одна из причин в том, что места в школах уже заполнены или требуются другие навыки».
Курс Лилит состоял из 12 человек. Шестеро из них в настоящее время работают по своей профессии.
Молодежь, несмотря на трудности, не теряет надежды и сама предлагает решения. Женя считает, что создание местных образовательных центров, где негрузиноязычное население будут обучать грузинскому языку, может стимулировать рост спроса на грузинский язык. Лилит видит большой потенциал для расширения программ билингвального образования, которые откроют новые возможности для грузинских филологов.
А Феня подчеркивает важность осведомленности. «Молодым людям необходимо предоставить более подробную информацию о плюсах и минусах профессии, а также о программах поддержки для развития профессиональных навыков».
Директор и преподаватель «Центра образования взрослых» в Ахалкалаки Шорена Тетвадзе подчеркивает потребность в специалистах по грузинскому языку в Самцхе-Джавахети. По ее словам, в регионе чувствуется нехватка как учителей и других специалистов, владеющих грузинским языком. По мнению Тетвадзе, что знание языка жизненно важно не только для профессионального, а также общественного общения.
Она коснулась также трудностей с трудоустройством недавно получивших диплом специалистов, подчеркивая, что рабочие места в регионе ограничены.
«Найти работу среди наших сложно, потому что местные работодатели – это, в основном, органы самоуправления и подведомственные им службы, которых мало. Это обстоятельство ставит новых выпускников в сложное положение», – подчеркивает Тетвадзе.
Говоря о рынке труда, она поясняет, что недостатка в грузинских филологах в школах нет, однако в системе образования высока потребность в специалистах других областей, в частности, преподавателях естественных наук.
«Сегодня школам больше всего нужны специалисты по химии, физике, биологии и математике», — отмечает она.
Что касается программ поддержки, Тетвадзе отмечает, что службы занятости регулярно распространяют информацию об имеющихся вакансиях. Однако она убеждена, что необходимы более обширные и систематические программы, которые помогут молодым людям не только найти работу, но и развить свои профессиональные навыки, приспособившись к требованиям рынка труда.
Этера Абелян