Самая острая и главная проблема жителей Сулда – отсутствие природного газа. Вместо газа жители используют электричество и дрова, которые им дорого обходятся. Хотя сельчане уже не первый год поднимают проблему газификации своего села, тем не менее дело с мертвой точки не двигается.
Зимой заботы жителя села увеличиваются, когда ему приходится закупать дрова и заправлять газовый баллон, поскольку единственным выходом остается дровяная печь.
В течение 7-8 месяцев в году жители Сулда используют дровяные и кизяковые печи, с начала ноября до конца мая, поскольку погода здесь суровая.
«Нам очень тяжело, потому что нет газа. За один ряд дров мы даем 600 лари, в среднем семья из 4-5 человек расходует 5 рядов дров, то есть 3000 лари. Есть люди, которые не имеют возможности покупать дрова и им остается полагаться на кизяки», – говорит Сергей Апоян.
В результате использования дров или кизяков сельскому жителю приходится каждый год делать ремонт, потому что сажа от дров и кизяков оседает на стенах дома.
«Газ не только дешевый, но и чистый. Каждый год зимой мы топим дрова в нашем доме. Сначала покупаем дрова, затем рубим их и сушим. Смотрите, это и трудоемко, и дорого, плюс каждый год приходится ремонтировать дом из-за копоти, что тоже связано с большими затратами», — добавляет житель села Сулда Сергей Апоян.
Жители отмечают, что одним из необходимых условий благополучной жизни является газификация, которая для них недоступна.
«Живя в 21 веке, у нас нет газа, нам очень сложно, чтобы готовить обед, нам приходится заправлять газовые баллоны, а для этого нам приходится ехать до самого города, что связано с расходами», – говорит другой житель села Саргис Вардикян.
На данную тему: Одна из причин миграции в Сулда – отсутствие природного газа
В отличие от жителей других сел Ахалкалаки, жители Сулда потребляют вдвое больше электроэнергии и тратят больше остальных, чем если бы у них был газ.
«По сравнению с природным газом он очень дорогой. За электричество я плачу 100-150 лари в месяц. Помимо Сулда, проблема с газом актуальна в соседних селах Дадеш, Карцах, Мясникян, Давния, Эринджа и Хавет, которые расположены на одной линии дороги. Эта проблема не решается уже много лет и нет никакой надежды, что у нас когда-нибудь появится газ», – говорит Саргис Вардикян.
Жители Сулда говорят, что от села Вачиан до их села проложить трубы – дело 1,5-2 км.
А Вреж Берикян, директор газораспределительной компании SJGC, осуществляющей газификацию Джавахети, говорит, что газификация Сулда и соседних сел в ближайшие четыре года не запланирована.
«Центральный газопровод, который дошел до села Вачиан, представляет собой небольшую трубу. Для того, чтобы обеспечить газом Сулду и расположенные на этой линии села, необходимо провести новый газопровод от разделительной линии Хулгумо. На данный момент мы не имеем возможности провести новый газопровод, это связано с большими затратами», – говорит Вреж Берикян.
Согласно информации, опубликованной на сайте грузинской газотранспортной компании GGTC, в 2024-2025 гг. в Ахалкалакском муниципалитете будут газифицированы 6 сел, в число которых Сулда не входит.
На данную тему: Какие сёла Джавахети будут газифицированы в 2024-2025 годах
В Сулде готовы вкладывать деньги из собственного кармана, лишь бы был газ и люди не уезжали из села. А за последние годы из села мигрировали многие.
В настоящее время в Сулде проживает, фактически, 160 семей. Тогда как 10 лет назад было 200 и более семей. Следовательно, газификация Сулда имеет стратегическое значение для села.
Геворг Джаноян