В Грузии перед парламентскими выборами и после постоянно звучат прогнозы о том, что иностранная валюта резко подорожает. Насколько эти прогнозы имеют основание, какова ситуация вокруг национальной валюты, об этом и о многом другом JNEWS побеседовал с профессором, экспертом фонда “Рондели” по экономическим вопросам Владимиром Папава.
– Как оценивается сейчас обменный курс лари по отношению к доллару, иногда он значительно падает, иногда поднимается, какова тенденция?
– В настоящее время обменный курс лари стабилизируется, исходя из того, что тогда были политические противостояния, предвыборные кампании, это повлияло на обменный курс лари, он начал падать и Национальному банку Грузии пришлось использовать часть своих резервов для того, чтобы стабилизировать обменный курс валюты, что им удалось.
– Почему парламентские выборы влияли на обменный курс лари?
В любом случае, когда есть политическое противостояние, поляризация в обществе Грузии очень высокая, поляризация среди партий очень высокая. Люди хотят нейтрализовать существующие риски, чтобы сократить эти риски, они предпочитают обменивать лари на иностранную валюту, в частности американский доллар, чтобы обеспечить свое будущее, и в это время, когда они покупают больше иностранной валюты, этим они способствуют еще большему обесцениванию национальной валюты. Это происходит практически во всех странах мира, особенно если в этих странах политическая культура относительно низкая, и когда нет опыта над управлением денежной кредитной политикой. То, что сейчас происходит в Грузии, несколько лет назад из-за политической напряженности происходило в нашей соседней стране, в Турции, такие вещи очень часто происходят во всех странах и это не удивительно. Сейчас главное, чтобы ситуация на валютном рынке стабилизировалась, все зависит от того, как будет продолжаться политическая напряженность в Грузии.
– А каковы экономические предпосылки для национальной валюты?
В самой экономике ничего такого отрицательного не происходит, чтобы повлияло бы на обменный курс. Чисто экономических причин обесценивания грузинской валюты нет.
– Бытует мнение, что доллар резко подорожает в Грузии, так как в связи с принятием закона “О прозрачности иностранного влияния” приток иностранной валюты в Грузию уменьшится, что Вы скажете об этом?
– Я не согласен с этим, потому что туризм увеличивается, приток туристов увеличивается, это означает приток иностранной валюты в страну, поэтому те деньги, которые Грузия из официальных каналов получала, из международных финансовых институтов, из США или из Евросоюза они конечно были очень важны для Грузии, но они не имеют критической массы, чтобы сильно отрицательно повлиять на Грузию. Очень важный фактор – это прямые иностранные инвестиции, которые в Грузии на должном уровне.
– Влияют ли на курс лари по отношению к рублю поступления в Грузию от трудовых мигрантов, работающих в России?
Конечно, это очень серьезная проблема. Курс рубля – это проблема Москвы, Центробанка России, конечно, российский рубль находится под прессом экономических санкций, которые Запад принял по отношению России из-за вторжения России в Украину. Что касается наших сограждан, которые находятся в эмиграции в России, там получают зарплату и часть своих денег перечисляют своим родственникам в Грузию, конечно же им тоже несладко, потому что российский рубль обесценивается.