О выборах в США, нелегальной миграции, отношениях США и Грузии, Армении и о Нагорном Карабахе JNEWS побеседовал с Гиоргием Бадридзе, старшим научным сотрудником Грузинского фонда стратегических и международных исследований (Фонд Рондели), бывшим послом Грузии в Великобритании.
– Можно ли уже делать выводы, и каковы результаты выборов в США?
– Трамп уже гарантированно займет Белый дом, так что его победа – дело формальностей. Только такие голоса для подсчета, которые ему уже официально оформят победу в выборах 2024 года.
– Это будет второй срок Трампа на посту президента США, почему выбор избирателя пал на его кандидатуру, учитывая предыдущее его правление страной?
– Нужно иметь в виду две реальности. Одна – это то, что каждые выборы, как правило, в США как минимум, они представляют из себя референдум по тому, что думает население о предыдущей власти. Вот 4 года правления Байдена в США оценили негативно, можно так понимать, в основных группах населения. В первую очередь, это обусловлено экономическими условиями. Американцы считают, что их жизнь за последние 4 года в экономическом плане не улучшилась, а ухудшилась. Кстати, Трампу в 2020 году отказали в переизбрании во многом из-за того, что его посчитали виновным в социальных и экономических последствиях, особенно пандемии, во время которой он не принял необходимые меры. Так что главным индикатором того, кто побеждает в выборах, обычно является предыдущий президент или предыдущая партия, что население думает о предыдущей администрации.
Второй фактор – это сам Трамп. Это не только вотум недоверия демократической партии, но и отношение к тому, что обещает Трамп американцам. Другой вопрос, насколько его обещания реалистичны, хотя бы в экономическом плане. Но факт в том, что его программа снижения налогов, улучшения экономического потенциала США пришлась по вкусу большинству населения. Кроме того, Трамп очень активно говорил о том, как он искоренит незаконную иммиграцию в США, особенно через южную границу. И в этом у него были намного более правдоподобные аргументы, потому что за 4 года правления демократической партии Байдена Камала Харрис была лично ответственна за этот вопрос, Байден ее определил руководить проблемой южной границы. Обещание Трампа этот вопрос закрыть и установить жесткий контроль на границе с Мексикой тоже пришлось по вкусу очень многим американцам. И это касается в том числе латиноамериканцев, недавних иммигрантов, которые хотя и принадлежат к той же группе, которую Трамп пытается не впустить в Америку, но с другой стороны они уже считают себя американцами и сами не заинтересованы, чтобы больше людей из стран Латинской Америки мигрировали в США. В общем, два главных вопроса, в которых Трамп имел преимущество, это вопрос миграции и вопрос экономический. Население посчитало, что Трамп будет более успешным вот в этих двух вопросах.
Есть еще третий вопрос, третья сфера – это международная политика, международная безопасность. Тут Трамп явно намного слабее, его обещание закончить войну в Украине не имеет никакого плана под собой и это может только означать, что он просто прекратит поддержку Украины. Он этого не говорил, что он не будет поддерживать Украину, но говоря о том, что он закончит войну за 24 часа без какого-либо плана, это невероятно. Но с другой стороны, мы уже видим, что население США не особо думает о внешней политике и международной безопасности для них. Очень большое количество населения США, наверное, не считает это своим приоритетом.
– Касательно миграции, для нас это тоже важный вопрос, потому что многие грузины, армяне тоже через Мексику попадают в США нелегально. Но все-таки у Трампа была возможность как-то решить этот вопрос в первый свой срок, но он не решил.
– У меня тоже есть вопросы к тем, кто поддержал Трампа на этих выборах, несмотря на то, что вопрос незаконной миграции во время первого срока Трампа не был решен. Кстати, демократы установили рекорд по депортации незаконных мигрантов во время президентства Байдена. Так что Трамп не единственный, который может говорить о том, что он что-то сделал для искоренения незаконной миграции. Факт в том, что очень многие совершенно популистские, нереалистические обещания Трампа больше приходились к сердцу многим американским избирателям. Так что…
– Что ждать Грузии от бывшего и нового президента США?
-Я могу вам сказать две вещи. Я считаю совершенно необоснованным празднование представителей “Грузинской мечты” Иванишили по поводу того, что Трамп стал президентом. До этого они намекали, что при Трампе они все исправят, что взаимоотношения улучшатся, что Трамп не будет докапываться до качества демократии внутри Грузии, что его демократия интересует намного меньше, что на самом деле является фактом. Но с другой стороны Трамп и его команда своим приоритетом сделали конфронтацию с Китаем и Ираном. И “Грузинская мечта”, которая сделала Иран и Китай стратегическими союзниками, я уверен, что Трампу кто-нибудь все-таки покажет фотографии Ираклия Кобахидзе рядом с лидерами Хамаса и Хезболлы, на похоронах иранского президента. Кстати, оба теперь убиты союзником США Израилем. А также от него не смогут утаить, что Грузия подписала, что Иванишвили подписал с Китаем договор о стратегическом сотрудничестве. Я не думаю, что это придаст хороший стимул для того, чтобы Трамп отменил те санкции, которые уже начались и вообще развернул политику США в отношении пророссийской, прокитайской, проиранской “Грузинской мечты”.
И, кстати, те законопроекты, которые вносились в Конгресс, как акт “Мегобари”, например, и те заявления, которые Конгресс принимал до этого, они все были двухпартийные, были поддержаны и иногда инициированы представителями партии Трампа. Так что надеяться на то, что при Трампе все вдруг развернется к лучшему для Иванишвили и “Грузинской мечты”, эти надежды пока не имеют никакого основания. Я еще добавлю, что Трамп, можно сказать, рассорился практически со всеми своими советниками и министрами, которые работали у него в сфере международных отношений и безопасности.
И те немногие, которые остались в его команде, они хорошо помнят, например, его бывший глава Государственного департамента Майка Помпео. Это он был единственным, который приезжал в Грузию, и его главным посылом, его главным месседжем было не отдавать Анаклию России или Китаю. И как раз это Иванишвили и сделал. Так что еще раз говорю, нет никаких причин думать, что при Трампе все вот эти негативные тенденции, которые начались за последние несколько лет при администрации Байдена, они как-то сразу сами себя исчерпают.
– Недавно Трамп сделал заявление касательно Нагорного Карабаха и обвинил Харрис в том, что она допустила вывод армянского населения из Нагорного Карабаха. Как Вы считаете, будут ли действия или это был всего лишь предвыборный популизм?
– Посмотрим, до сих пор Трамп интереса к этому конфликту вообще не проявлял, это было сделано как раз в предвыборной фазе. Недолго будем ждать, когда будет формироваться уже реальная внешняя политика Трампа. У него, кстати, были персональные связи и с представителями Азербайджана.
– В последнее время при демократах угол внимания США от Грузии был перемещен на Армению и это было связано еще с тем, что, например, Грузия поменяла свой внешний курс. Поддержит ли президент Трамп этот курс или ожидаются изменения во взаимодействиях между США с Грузией и Арменией?
– Я не знаю, насколько приоритетным будет взаимоотношение с Арменией для администрации Трампа, но если этот интерес будет развиваться, то в Вашингтоне, наверное, очень быстро обнаружат, что в условиях открытой пророссийской Грузии у Армении будет очень мало шансов продолжить разворот от России к Западу. Это факт простой географии, к сожалению, трагический факт, но тоже факт, который может дать надежду на то, чтобы интерес к Грузии не пропал до конца. Развитие демократических процессов в Армении, и тем более перспектива Армении укрепить свои взаимоотношения с Европой и США, будут иметь меньше шансов, если Грузия окажется уже открыто контролируемой. Я надеюсь, что этот вопрос будет рассматриваться комплексно в тандеме Армении и Грузии вместе. Последний вопрос касается России. Сейчас в России очень многие ликуют и празднуют победу Трампа.
– Насколько Трамп выгоден для России и для режима Путина?
– Если судить по заявлениям Трампа, то у России есть основания праздновать. Он заявлял не раз, что Россию не рассматривает как главного противника, его интересы сфокусированы на Китае. Это исходит из его нынешних советников. Проблема в том, что в реальном мире Россия как раз активно пытается разрушить систему международных отношений, которая основана на общепринятых принципах. Эту систему до сих пор гарантировала США с окончания Второй мировой войны, особенно с окончания Холодной войны. Если Россия одержит победу в Украине, то это будет иметь последствия не только для соседей России, но и для глобальной системы. Основанной на тех принципах, которые я упоминал. Эти принципы были в основном развиты в США. Будем надеяться, что не все предвыборные заявления будут реализовываться после избрания. Так обычно и бывает, что не все обещания, не все заявления материализуются. Посмотрим, может и обнаружат, что его надежда на то, что можно как-то договориться с Путиным без пресечения его активной, агрессивной политики, будет невозможно.