Властям Грузии не удалось полноценно выполнить ни одну из девяти рекомендаций по реформам, необходимым для вступления страны в Евросоюз. Это следует из отчета Еврокомиссии о расширении, обнародованном в среду.
Шаг 1: Борьба с дезинформацией против ЕС и его ценностей.
«За отчетный период манипуляции с информацией, связанной с ЕС, участились», — сказано в докладе.
Как отмечается, с момента инициирования закона об иноагентах в апреле 2024 года, регулярными стали «жесткие антиевропейские месседжи» высокопоставленных чиновников правящей партии и депутатов.
В преддверии парламентских выборов дезинформационные нарративы, в том числе, чиновников партии власти и провластных СМИ, усилились.
Шаг 2: Соответствие Грузии внешней политике ЕС и политике безопасности.
Авторы доклада указывают, что в течение последнего года уровень соответствия Грузии с заявлениями Брюсселя постоянно оставался низким — 49%.
«Грузия не присоединилась к большинству ограничительных мер в отношении России, Ирана и Беларуси и продолжила увеличивать прямые рейсы по различным направлениям России. Она продолжила сотрудничество с ЕС по предотвращению уклонения от санкций, одновременно приняв новое законодательство, позволяющее безналоговый перевод оффшорных средств в Грузию», — отмечено в докладе.
При этом Грузия продолжала согласовывать свои действия с международными и европейскими инициативами в поддержку Украины, включая различные резолюции.
Шаг 3: Преодоление политической поляризации.
«Уровень политической поляризации еще больше углубился, особенно в преддверии парламентских выборов 2024 года и после принятия закона о прозрачности иностранного влияния», — говорится в отчете.
Межпартийное сотрудничество по реформам, связанным с интеграцией в ЕС, было крайне ограниченным.
Парламент не обеспечил достаточного вовлечения гражданского общества в разработке законов.
Продолжали звучать угрозы со стороны лидеров парламентского большинства в адрес оппозиции и представителей гражданского общества.
Во время протестов против закона об иноагентах нападениям подверглись лидеры оппозиции и гражданские активисты.
«Грузинская мечта» объявила о планах запретить большинство оппозиционных партий в случае победы на выборах.
Отношения между президентом и правительством еще больше ухудшились.
Шаг 4: Обеспечение свободных и честных выборов, завершение избирательных реформ.
В докладе перечислены проблемы, упомянутые в предварительных заключениях международных наблюдателей на парламентских выборах 26 октября – нарушение тайны голосования, процедурные несоответствия, запугивание, давление и т.д..
Отмечается, что они стали следствием невыполнения прошлых рекомендаций Венецкой комиссии и ОСБЕ/БДИПЧ.
Так, например, в марте парламент принял поправки к Избирательному кодексу, которые позволили назначать председателя ЦИК простым большинством, без участия других институтов. В мае парламент также отменил гендерные квоты. Упразднена была консультативная группа ЦИК, состоящая из представителей уполномоченного по правам человека и наблюдательных организаций.
Шаг 5: Парламентский надзор и институциональная независимость.
Еврокомиссия говорит о недостатках при назначении сотрудников на ключевые позиции различных ведомств – Центризбирком, Нацбанк, Комиссию.
Также подчеркивается, что «качество контроля над службами безопасности оставалось ограниченным». До сих пор не начались судебные разбирательства по делу о масштабных незаконных прослушках, начатое в 2021 году.
Шаг 6: Комплексная судебная реформа.
Еврокомиссия считает, что шаги, предпринятые правительством Грузии, не обеспечили целостную реформу системы правосудия. Там указывают на проблемы при назначении кадров в Высший совет юстиции, Верховный суд и Генеральную прокуратуру.
Отмечается, в частности, что в Грузии не учли рекомендаций по введению системы проверок судей на добросовестность.
Шаг 7: Эффективность и независимость Антикоррупционного бюро, Специальной следственной службы и Службы защиты персональных данных.
Еврокомиссия считает, что невыполненными остаются ключевые рекомендации Венецкой комиссии, которые касаются независимости Антикоррупционного бюро, его политической нейтральности и функций расследования дел о коррупции на высоком уровне.
Аналогично со Специальной следственной службой. Согласно отчету, остаются нерешенными ключевые проблемы, касающиеся назначения руководителей и эффективности расследований, проводимых ведомством.
Шаг 8: Деолигархизация.
По оценке Еврокомиссии, принятый правительством год назад план действий по деолигархизации «не включает механизм консультаций со всеми парламентскими партиями и гражданским обществом». Кроме того, в отчете говорится, что «закон об офшорах», принятый в ускоренном порядке в апреле 2024 года, «не соответствуют международным лучшим практикам».
Шаг 9: Защита прав человека, расследование фактов насилия и угроз в адрес уязвимых групп, журналистов и гражданских активистов.
Еврокомиссия считает, что из-за принимаемых в Грузии законов и «продолжающегося преобладания гомофобной ненависти», ЛГБТ-персоны сталкиваются «со все более враждебной и стигматизирующей атмосферой». Кроме того, до сих пор не завершены расследования о погромах на прайд-мероприятиях в 2021 и 2023 году.
Также существуют пробелы в профилактике и реагировании на гендерное насилие. В частности, определение изнасилования в грузинском законодательстве не полностью соответствует стандартам Стамбульской конвенции.
Кроме того, принятый в Грузии закон об иноагентах, «подрывает свободу объединения и выражения мнений, право на частную жизнь, право участвовать в общественных делах, а также запрет дискриминации». Согласно отчету, существует «риск выборочного и произвольного применения» этого закона.
Материал Newsgeorgia.ge