К выборам в Парламент Грузии Jnews провёл опросы среди населения с целью идентифицировать проблемы, которые сегодня тревожат избирателя из Джавахети. Наряду с другими проблемами многие называют проблему гражданства. Jnews спросил у представителей активных в Джавахети партий о том, как их партия смотрит на этот вопрос и собирается ли решить его.

Проблема гражданства актуальна в Джавахети уже второе десятилетие. Некоторые потеряли своё грузинское гражданство, потому что получили гражданство другой страны, а некоторые скрывают гражданство другой страны и в постоянном страхе потерять грузинское. Легализация двойного гражданства, которая по закону возможна уже несколько лет, на практике неоднозначна, и люди боятся запускать процесс легализации, так как высока угроза потери гражданства.

Ниже мы представляем подход к решению данной проблемы политических партии, которые хоть как-то представлены в Джавахети.

Мелкон Макарян, “Грузинская мечта”, №41

“Если речь идет о гражданстве, то решение будет в целом для государства. Годы назад у людей отобрали гражданство, в то время были проблемы, гражданство других стран люди получили для работы за границей, не зная, что они потеряют то гражданство, которое у них было. На сегодняшний день в рамках той же партии, правительства, люди, которые раньше платили 500 лари, чтобы поехать на экзамен, теперь этот закон был изменен. Теперь если ты участвуешь и удачно сдаешь экзамен, тогда только платишь эти 500 лари, чтобы получить гражданство. А остальное — это законопроект, который парламент должен реализовать, то есть, какие упрощения или изменения внести, чтобы те жители, которые потеряли свое гражданство или хотят стать гражданами Грузии, получили его согласно закону. Почему нет, в более упрощенном виде”.

Софо Хоргуани, “Гахария – За Грузию”, №25

“Что касается этого вопроса, я уже написала письмо премьер-министру две недели назад. Пока никакого ответа не получила. Мало того, мы должны поменять это правительство, которое игнорирует проблему своих граждан, игнорированием проблема не решается. Я вам обещаю, я обещаю всем гражданам, живущим и имеющим такую проблему, что это будет один из первых вопросов, который я поставлю в парламенте. Потому что мы должны найти решение. Есть несколько вариантов: на какое-то время сделать исключение, особенно по возрасту, когда дело касается этого. Как вы знаете, там надо знать грузинский язык, и для человека в 60-70 лет, чтобы не обидеть никого, это очень сложно — выучить новый язык. Поэтому можно найти несколько исключительных вариантов. То есть сделать какое-то исключение, специальные правила, исключение по возрасту и на какое-то время. Мы должны решить эту проблему”.

Закар Закарян, коалиция “Сильная Грузия” (партия “Лело”), №9

“В вопросе гражданства основа — язык. Человек должен изучать язык на добровольной основе. Насколько я знаю, такие центры в Ахалкалаки есть, чтобы изучать язык. Если человеку нужно гражданство, он должен знать язык. Если не знаешь язык, какой смысл жить в этой стране? Хочешь не хочешь, ты должен выучить язык — это в первую очередь нужно тебе, государству это не так нужно, как тебе самому. Наши едут в больницу — проблема, в посольство — есть же представитель, который говорит на грузинском — опять проблема. Тысячи раз этот вопрос обсуждался на разных уровнях. Решение данного вопроса в руках населения. Этот вопрос я выдвигал раньше, так как он касался нас. И в прошлом году была встреча, где говорилось, что если вы хотите стать руководящим органом, как вы видите решение этой проблемы. Были юристы, девушка-преподаватель ответила, что необходимо облегчить обучение языка. То есть не нужно, чтобы в тестах было 100 вопросов или 500 слов, а минимально — 100 слов и 30 вопросов. Первый этап должен быть легким. То поколение, которое закончил школу 20-30 лет назад, понятно, что не изучало грузинский язык, мы в наше время не так изучали грузинский язык. На каждый вопрос мы должны смотреть не с точки зрения наших интересов, а с индивидуальным подходом”.

Давид Рстакян, партия “Трибуна”, №21

“Если партия придет к власти, сразу скажу, что она урегулирует этот вопрос. Не только джавахцы имеют эту проблему; эта проблема есть и в глубинке Грузии. Руководитель партии говорит, что даже грузинам по национальности не возвращают гражданство. Они теряют гражданство, потом начинается балаган, бюрократия и т.д. Верю, возможно, но в нашем случае это безвозвратная потеря, в их случае — нет. Они у себя в стране, и один другого заменяет. В нашем случае нас становится меньше, и нас не будет. В этом плане в Джавахети позорная ситуация, потому что нет такого понятия, как двойное гражданство; до сих пор нет. Если внимательно изучить закон, чего не делает наше население, даже на профессиональных уровнях, когда задаешь вопросы, уже не могут ответить. Нет двойного гражданства. Там вариант полупроводника: если ты гражданин Грузии и случайно обнаружат, что у тебя есть гражданство другой страны, лишают гражданства сразу же, если, конечно, ты не проходил через фильтры спецслужб. Посмотрите, моя дочь учится в Ереване. Если я обращусь к ним, чтобы мне дали гражданство Армении, так как моя дочь там и я хочу туда поехать, мне однозначно откажут. Поэтому нет понятия двойного гражданства. Это по выбору. Наоборот, это сильное оружие используется против нас: человек теряет гражданство, приняв гражданство другой страны, и дальше его не принимают из-за языкового барьера как гражданина Грузии. Это серьезнейшая проблема в нашем случае. Если мы придем к власти, мы серьезно займемся этой проблемой. Важнее проблемы на данный момент нет. Люди лишаются своего гражданства дома, и многие оставляют дом, уезжают.”

Николоз Бегашвили, коалиция “За перемены”, № 4

“Что касается вопроса гражданства. В рамках кампании мы встретили в Джавахети много людей, которые были гражданами Грузии по рождению, но из-за трудовой миграции, после получения гражданства другой страны, потеряли грузинское гражданство, а вернувшись, уже не являются гражданами Грузии. Они не могут получить гражданство Грузии из-за языкового барьера или других требований. Коалиция «За перемены» считает важным изучить подобные случаи и упростить процедуру натурализации грузинского гражданства.”

Арсен Карапетян, коалиция “Единство – национальное движение”, №5

“Тем людям, которых государство лишило гражданства, заранее не сделав интервью, мы должны вернуть гражданство. Это нарушение прав человека. Мы должны принимать во внимание причины, никто не спросил у человека, почему он выбрал гражданство, например, Армении. Может, он принял это решение под дулом пистолета. Заставили. Я говорю теоретически. В этой теории может быть один процент правды. Ты, не спросив человека, лишаешь его гражданства. Это то же самое, что я закрою на месяц дверь и уеду, а за это время его выселят. Выбранные депутаты, или как их там называют, пусть скажут пару слов об этом, а не говорят у лифта “без комментариев”. Так вопросы не решаются. Сколько бы ни говорили в селе Чамдура, что мы любим это государство, верните нам гражданство, не уполномоченный села решает эти проблемы. Это власти, Министерство юстиции и президент. В созданной системе гражданин к ним не может обратиться. Есть очень много бюрократических проблем. Каждый раз, теряя по 500 лари, люди разочаровываются. Если у нас есть законодательство и права человека, кто имеет право лишать гражданства, если ни разу с ним не проводили интервью? Это всё приводит к тому, чтобы армян в регионе было меньше. Это привело к тому, что из 7 депутатов по происхождению армян сегодня у нас только один на проходных местах”.