«1+4» считается самой эффективной образовательной программой обучения грузинскому языку для населения Джавахети, однако множественные и разнообразные проблемы в программе фактически мешают представителям национальных меньшинств преодолеть проблему незнания государственного языка и полноценной интеграции.
Программа «1+4», действующая с 2010 года, на протяжении многих лет, похоже, пока не решила проблему незнания государственного языка национальных меньшинств. И в настоящее время многие молодые люди поступают в высшие учебные заведения по упомянутой программе, но оставляют образование незавершенным.
Аппарат государственного министра по вопросам примирения и гражданского равноправия Грузии ежегодно мониторит, сколько студентов поступают в университет по образовательной программе «1+4», но не располагает данными о том, сколько из них заканчивают обучение и впоследствии трудоустроиваются.
Шорена Тетвадзе, директор Ахалкалакского «Центра образования взрослых», много лет работающая в сфере НПО, пришла к заключению, что образовательная программа «1+4» имеет ряд проблем, при устранении которых можно добиться гораздо больших результатов, чем есть сейчас.
Одна из проблем заключается в том, что многие люди не адаптируются в первый год, не могут полноценно выучить государственный язык и, в итоге, либо оставляют образование незавершенным, либо переезжают в другую страну.
«Студенты, поступающие по проекту «1+4», после подготовительного или первого курса переезжают в Армению. Таких случаев было много в прошлом и позапрошлом году. Эти вопросы необходимо изучить, понять причины и последствия. После 2010 года в программе «1+4» почти ничего не изменилось. Не проводилось глубинного анализа о том, сколько человек устроилось на работу после окончания университета, сколько уехало из страны или почему они не смогли найти работу», – говорит Шорена Тетвадзе.
Jnews пообщался со студентами, обучающимися по проекту «1+4», и выяснил, что программы обучения грузинскому языку в разных университетах разные, и соответственно разный уровень владения студентами грузинским языком. Например, некоторые студенты отмечают, что им не преподают по современным методикам или что представители этнических меньшинств учатся отдельно, то есть не общаются на грузинском языке.
«Начнем с того, что наши профессора немолоды и преподают по старым методикам. Например, в других университетах они ходят в разные места и представляют свои посещения в виде презентации перед классом, задают вопросы, отвечают, обсуждают и т. д. Студенты в группах смешанные, то есть общение идет на грузинском языке, пусть и неправильно, но все же общаются по-грузински. А в тех вузах, где группы разделены, все общаются на родном языке», – отмечают студенты Университета им. Джавахишвили.
Подчеркнем, что на первом курсе студенты национальных меньшинств изучают грузинский язык, затем в конце учебного года, если они наберут 60 кредитов (что означает успешное завершение курса), они получают возможность продолжить обучение на предпочитаемом факультете без сдачи какого-либо экзамена.
Дело в том, что, как правило, практически каждый способен набрать необходимые баллы и перевестись на первый курс. Проблема здесь многослойная: с одной стороны, снижается рейтинг вуза, с другой – вуз может лишиться аккредитации.
А Шорена Тетвадзе говорит, что после подготовительного курса многие люди не должны переводиться на первый курс, но они это делают, потому что, если они не пройдут, университет лишается аккредитации, теряет финансовые ресурсы и одновременно, качество.
Хотя в Грузии в последние годы школы уделяют большое внимание особенно этническим меньшинствам по освоению государственного языка, но результат неудовлетворительный. Дело в том, что учащийся пять часов в неделю проходит грузинский язык, но экзамен по грузинскому языку почему-то в выпускных классах не сдается, то есть, можно сказать, что механизмы контроля слабы или вообще отсутствуют.
Сегодня студент уверен, что он спокойно может поступить в вуз, не зная грузинского языка, не утруждая себя, сдав всего один экзамен по общим навыкам.
Именно поэтому директор Ахалкалакского «Центра образования взрослых» Шорена Тетвадзе подчеркивает важность введения выпускных экзаменов для 12-классников в школах, что будет хоть немного держать учеников в напряжении.
По словам Шорены, одна из проблем программы «1+4» заключается в том, что после окончания подготовительного курса многие студенты переезжают и продолжают высшее образование в других странах, в частности, в Армении, России и других странах, потому что, например, в российские вузы легко поступить по специальной программе через собеседование, без экзамена причём бесплатно.
Еще раз отметим, что образовательная программа «1+4» в Грузии стартовала в 2010-2011 учебном году. И сдав всего один экзамен на родном языке по общим навыкам студент может получить высшее образование.
В первый год реализации проекта, в 2010 году, в вузы были приняты 247 представителей этнических меньшинств (армян и азербайджанцев), а в последующие годы количество бенефициаров проекта росло в геометрической прогрессии: в 2013 году оно достигло 890, а в 2014 году сократилось до 673 студента. Уже с 2015 года количество студентов из года в год увеличивалось, достигнув в 2019 году 1335 студентов, а в 2020 году вновь произошло снижение – 1191 студент. В следующем, 2021 учебном году, было зарегистрировано 1332 студента. Число студентов неуклонно росло в течение следующих двух лет, достигнув 1549 человек а 2023 году, а данные за 2024 год пока недоступны.
На основании вышеизложенных проблем можно прийти к заключению, что не все представители этнических меньшинств, поступившие в грузинские вузы, успешно оканчивают вуз или, в случае его окончания, трудоустраиваются по профессии по своему выбору.