Соединенные Штаты, параллельно с началом комплексного пересмотра политики отношений с Грузией, меняют свою политику взаимодействия в регионе Южного Кавказа. В новой стратегии Грузия, бывший верный союзник США, является кандидатом на второе место, а на смену ей приходит Армения.

В новом докладе Хельсинкской комиссии США описывается ослабление роли России как традиционного «гегемона» на Южном Кавказе на фоне войны России на Украине и рекомендуются Вашингтону, как продолжать отношения с Ереваном, Тбилиси и Баку.

Армения отдаляется от Москвы, а правительство Грузии, наоборот, развернулось в сторону Москвы – так выглядят события из Вашингтона. У «Хельсинкской комиссии» есть инициатива «оформить» статус Армении как партнёра США. В странах региона начали задумываться о более активном участии Армении в Европейском Союзе.

Новый отчет «Хельсинкской комиссии».

«Регион Южного Кавказа в настоящее время переживает поворотный момент в истории и стоит на грани возможностей и угроз», — говорится в новом докладе Хельсинкской комиссии, опубликованном 1 октября 2024 года. Речь пойдет о конкуренции США с Россией и «подготовке к долгосрочной российской угрозе».

В 70-страничном документе подробно описаны интересы России и США в Украине, Вышеградских странах и странах Балтии, Центральной Азии, Турции, Черноморском регионе, Западных Балканах и регионе Южного Кавказа.

«Москва по-прежнему стремится сохранить свое влияние как открытыми, так и скрытыми средствами. В контексте длительной евроатлантической конфронтации с агрессивной Россией Южный Кавказ является важным театром военных действий. “Эта сложная динамика поставила Южный Кавказ на острие ножа, требуя переосмысления подхода США и их союзников к региону”, – говорится в докладе.

Наряду с описанием ситуации в документе, подготовленном аналитиками «Хельсинкской комиссии», дается ряд рекомендаций о том, какой должна быть долгосрочная политика государств в том или ином регионе, включая Южный Кавказ, параллельно с продолжающимися геополитическими изменениями.

«Предрассудки стареют»

«Традиционные предубеждения США о политической структуре региона и альянсах становятся все более устаревшими», — написала Хельсинкская комиссия, отметив, что на протяжении десятилетий политика США основывалась на «относительно упрощенных пониманиях»:

  • «Армения рассматривалась как сильный союзник России,
  • Грузия, как лояльный прозападный партнер, и
  • Азербайджан как многовекторное государство, балансирующее отношения между Западом и Россией».

«Однако недавние события изменили эти предубеждения и выявили более сложный и изменчивый геополитический ландшафт».

После этой заметки – и во всех случаях – при обсуждении стран региона в первую очередь говорят об Армении – стране, которая, по мнению авторов, может быть демократическим партнером Соединенных Штатов Америки.

Армения: «Формализация партнерства»

Вот краткое изложение видения Хельсинкской комиссии для Армении:

  • «После Бархатной революции 2018 года политическая трансформация Армении, которую когда-то считали прежде всего союзником России, сделала ее кандидатом на более глубокое взаимодействие с Западом.
  • Под руководством премьер-министра Пашиняна Армения пытается уменьшить свою зависимость от России и более тесно сотрудничать с западными институтами.
  • Это изменение представляет собой уникальную возможность для США укрепить связи с Арменией.
  • Расширяя дипломатическую, экономическую поддержку и поддержку в области безопасности, Соединенные Штаты могут помочь Армении сориентироваться в нестабильной среде безопасности, чтобы она могла противостоять внешнему давлению и развивать более сильные демократические институты».

Что касается рекомендаций исполнительной власти США относительно региона Южного Кавказа, вот что Хельсинкская комиссия советует:

  • «Во-первых, Соединенные Штаты должны расширить свое взаимодействие с Арменией, признав ее демократическим партнером с потенциалом для более глубокого сотрудничества;
  • Это могло бы включать официальное оформление статуса Армении как партнера США, опираясь на уровень диалога по стратегическому партнерству, достигнутый ранее в этом году.
  • Кроме того, Соединенным Штатам следует оказывать более продолжительную и существенную дипломатическую помощь усилиям Армении по:
    • в нормализации отношений с Турцией,
    • установить прочный мир с Азербайджаном,
    • Чтобы уменьшить региональную изоляцию и
    • для диверсификации своей безопасности и экономического партнерства».

11 июня 2024 года Армения и государства объявили о начале стратегического диалога.

Грузия: «двусторонняя стратегия»

После обзора событий вокруг Армении в докладе описываются изменения во внутренней и внешней политике Грузии и делается вывод, что «сдвиг в политике Грузии представляет собой серьезный вызов стратегии США».

В то же время он не забывает о прозападных настроениях общества и говорит, что “сильные прозападные настроения среди грузинского населения свидетельствуют о том, что потенциал для возобновления партнерства США и Грузии еще существует”.

Поэтому Комиссия считает, что «Соединенным Штатам следует разработать двустороннюю стратегию». По их мнению, это означает:

  • «С одной стороны, возложить ответственность на правительство Грузии из-за отступления от демократии;
  • С другой стороны, при условии возвращения демократического управления она предусматривает обеспечение более глубокой интеграции с западными институтами.

В этом контексте авторы полагают, что законодательные действия, такие как двухпартийный Акт MEGOBARI председателя Хельсинкской комиссии Джо Уилсона, могут стать «образцом будущей политики США в отношении Грузии».

То же самое написано и в разделе рекомендаций: «Оказание давления на правительство с целью выполнения конкретных условий и поддержка демократических сил и гражданского общества».

Азербайджан: баланс дипломатии и давления

После Армении и Грузии в докладе «Хельсинкской комиссии» рассматривается Азербайджан и подчеркивается, что Россия после второй карабахской войны укрепила с ним свое стратегическое партнерство.

Несмотря на это, авторы доклада полагают, что у Баку все еще есть потенциал быть конструктивным партнером США – по конкретным вопросам.

Однако там освещаются военные действия Азербайджана в Карабахе и массовые нарушения прав человека.

В рекомендациях говорится, что «в отношении Азербайджана США должны сбалансировать дипломатию и давление»:

«Вашингтон должен продемонстрировать, что более тесные связи с Западом, в том числе в сфере экономики и безопасности, возможны для Азербайджана, если он возьмется за реформы».

Что такое Хельсинкская комиссия?

Хельсинкская комиссия — правительственная комиссия США , независимый орган, который продвигает права человека, военную безопасность и экономическое сотрудничество между 57 странами Европы, Евразии и Северной Америки.

Ее официальное название — «Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе».

Хотя он и не подчиняется Госдепартаменту или Конгрессу, он играет важную роль в выработке политики в отношении того или иного региона Штатов.

Девять представителей комиссии являются членами Сената, девять – членами Палаты представителей и трое – должностными лицами исполнительной власти.

  • Автором закона MEGOBARI, представленного в Палату представителей от Грузии, является конгрессмен-республиканец Джо Уилсон, который является председателем «Хельсинкской комиссии»;
  • Соавторами представленного в Сенат «Народного закона Грузии» являются член той же комиссии Джин Шахини и сопредседатель комиссии Бен Кардин.

Реалистично ли это изменение?

“В свете выраженной Арменией готовности к демократии, Соединенные Штаты Америки укрепляют военные, политические и экономические связи со страной, хотя этих связей недостаточно для того, чтобы Армения полностью отказалась от партнерства с Россией”, – говорит исследователь Ираклий Сирбиладзе. международных отношений.

Действительно, членство Армении в «ОДКБ» заморожено на многие месяцы, хотя она остается членом Евразийского экономического союза.

Экономика Армении практически полностью зависит от России, включая торговлю, газоснабжение, электроэнергетику, телекоммуникации и многие другие отрасли.

Кроме того, как заявил в ходе своего выступления в «Хельсинкской комиссии» аналитик Тигран Григорян, помимо гибридной угрозы со стороны России, смертельной угрозой для Армении является «экзистенциальная угроза» со стороны Азербайджана.

Усиление военной составляющей является одной из важнейших задач для Армении. На фоне недовольства Россией в этом случае Ереван пытается углублять сотрудничество в военных вопросах с Индией и Францией.

«Для того, чтобы Соединённые Штаты Америки получили преимущество перед другими внешними игроками, они должны усилить своё военное, политическое и экономическое присутствие на Южном Кавказе, особенно в свете явного роста влияния Китая в регионе», — говорит Ираклий. Сирбиладзе.

Россия, а Китай?

В докладе «Хельсинкской комиссии» основной упор делается на сдерживание Российской Федерации в его обзоре и рекомендациях как для Южного Кавказа, так и для других регионов. Аналитики отмечают, что, хотя комиссия правильно оценивает изменившуюся геополитическую ситуацию в регионе после войны на Украине, в то же время в регионе появился еще один глобальный игрок – Китай.

«На фоне ослабления влияния России на Южном Кавказе можно наблюдать разнообразие геополитических акторов. Иными словами, больше нет ни одной мощной силы, которая могла бы распространять свои военные, политические или экономические интересы на страны Южного Кавказа без их противодействия”, – говорит Ираклий Сирбиладзе. В сентябре 2024 года он опубликовал обширную публикацию для Германского фонда Маршалла США : «Конец «однополярного эпизода» России на Южном Кавказе».

По его словам, создавшаяся ситуация дает странам Южного Кавказа возможность быть смелее в отношениях с крупными странами:

  • «В Грузии эту смелость проявили власти, предприняв антизападные шаги для сохранения власти, в том числе сблизившись с соперником Америки, Китаем;
  • В Армении это проявилось в публичном выявлении политических разногласий против России и усилиях по углублению отношений с Америкой и Евросоюзом;
  • “Азербайджан продолжает укреплять свои позиции, в том числе по отношению к России”, – говорит аналитик.

По его словам, дилемма следующей администрации США будет заключаться в следующем: отказываться или нет – или насколько отказываться – от вопросов демократии и прав человека в пользу геополитики и геоэкономики.

«Особенно Азербайджан, а теперь и Грузия также ожидают, что Соединенные Штаты Америки закроют глаза на внутриполитические вопросы и продолжат поддерживать деловые отношения с этими странами по таким темам, как транзит, торговля и энергетика», – говорит Сирбиладзе.

«Просмотр отношений»

Правительство США уже заявило, что начало «глубокий пересмотр» отношений с Грузией:

  • Администрация президента Джо Байдена отменила приглашение на прием премьер-министра Ираклия Кобахидзе, прибывшего на Генеральную Ассамблею ООН в Нью-Йорке – “из-за антидемократических действий правительства, дезинформации и негативной риторики в адрес США и Запада”. ;
  • На основании «Акта Магнитского» государства ввели санкции в отношении главы спецназа МВД Звиада Харазишвили и его заместителя Миллера Лагазаури, а также в отношении руководителей «Альт-Инфо»; Еще около 60 человек пострадали от визовых ограничений – их личности не уточняются.
  • Ранее, 23 мая, Госдепартамент объявил о «всестороннем обзоре двустороннего сотрудничества между США и Грузией»; Помощь правительству в размере 95 миллионов долларов также была приостановлена .

Законопроекты о пересмотре отношений с Грузией внесены в обе палаты Конгресса.

  • Палата представителей рассматривает закон о MEGOBARI, и 11 июля Комитет по международным отношениям дал ему зеленый свет;
  • Сенат рассматривает «Народный закон Грузии» аналогичного содержания; Заседание сенатской комиссии по международным отношениям, запланированное на 25 сентября, на котором должен был обсуждаться “Народный акт Грузии”, перенесено на неопределенный срок.

4 октября – третий день, когда посольство США резко критикует правительство «Грузинской мечты» и Бидзину Иванишвили с помощью «карточек», опубликованных в Facebook.

Материал radiotavisupleba.ge