Для образованной молодёжи нет работы, а на рынке труда нет специалистов


В Ахалкалакском муниципалитете вопрос трудоустройства молодежи с высшим образованием является проблемой. Молодые люди, получившие образование в Тбилиси, Ереване или других городах предпочитают не возвращаться в Джавахети, а те, кто все-таки возвращается, встают перед проблемой самореализации. Jnews попытался разобраться, почему при нехватке специалистов во многих сферах всё же образованная молодёжь не может найти работу.

Трудоустройство в Ахалкалакском муниципалитете всегда было проблемой из-за ограниченности рабочих мест. Когда-то молодые ребята не могли находить работу, “потому что не владели государственным языком”, но в последние годы ситуация со знанием государственного языка среди молодежи улучшилась. Местная молодёжь обучается в грузинских вузах благодаря специальной программе “1+4”, по которой поступая на основе экзамена по общим навыкам на родном языке, год обучается грузинскому языку, а потом переходит на программу бакалавриата. Но, несмотря на это, проблема занятости молодёжи остаётся актуальной.

Феня Торосян из села Хандо 5 лет назад поступила в Тбилисский Государственный университет. Выбрав факультет филологии грузинского языка, она предвкушала, что получит образование, вернётся в своё родное село и будет обучать детей в школе. Образование получила, в родное село вернулась, но обучать детей в школе не может, нет мест.

“Я в этом году закончила, приехала, обратилась в школу, чтобы работать учителем, но отказали, сказав, что у меня нет опыта работы. Опыт работы они поставили первым условием для принятия на работу. Но я закончила в этом году, откуда у меня опыт, в других местах говорят, не нуждаются в работниках”, – говорит Феня Торосян.

А относительно того, чтобы поискать работу в городе или в других местах, Феня говорит, что нет элементарных условий для передвижения по муниципалитету – общественного транспорта, работающего систематически на протяжении всего дня.

Вардуи Кургинян, получив степень бакалавра по экономике в Самцхе-Джавахетском государственном университете, продолжила магистратуру в Тбилиси. Она окончила учёбу, но пытается найти работу там и не возвращаться в Ахалкалаки.

“Не хочу возвращаться, так как не могу найти здесь соответствующую работу, чтобы было свободно, без знакомств и кумовства, исходя из моих знаний и возможностей”, – говорит она.

Педагог и директор “Центра образования для взрослых” Ахалкалаки Шорена Тетвадзе считает, что вопрос трудоустройства молодежи стоит остро, потому что нет соответствующего исследования рынка труда, и потребностей в специалистах на месте.

“Когда молодежь идет учиться, мы должны знать, сколько юристов или врачей нам нужно, сколько мест для юриста, для врача у нас есть. Те, которые учатся на врача, в основном, не возвращаются, а те кто возвращается, с трудом находят работу. Молодежь выбирает те факультеты, где много студентов из наших мест, или по совету родителей, а не те, которые востребованы здесь. К сожалению, молодежь не выбирает или мало выбирает профессии из сельскохозяйственной сферы, они не привлекают молодежь”, – говорит Шорена Тетвадзе.

Ахалкалакская платформа общественных организаций Самцхе-Джавахети, в которой состоит также и организация Шорены, уже 3 месяца изучает проблему занятости в Джавахети посредством разных встреч и коммуникации. В процессе изучения платформа ещё раз убедилась в том, что одна из причин несоответствия спроса и предложения на местном рынке труда – отсутствие исследований на этом рынке и недостаточное информирование молодёжи в период, когда они выбирают свою будущую профессию. Во время одной из встреч Платформы были приглашены и представители Государственного агентства по поддержке трудоустройства, которые отметили, что они исследуют рынок труда и распространяют информацию о бесплатных стажировках и других программах.  По словам Шорены Тетвадзе, видимо этого недостаточно.

“Мы видим, что этого мало, этот вопрос нужно снова исследовать, я надеюсь, мы глубоко исследуем проблему. Очень многое прояснилось в процессе наших встреч. Однако необходимость исследований налицо”, – сказала Шорена Тетвадзе.

Следует отметить, что Jnews с июля обратился в Государственное агентство поддержки трудоустройства с вопросами о программах и исследованиях, проводимых на месте. Мы до сих пор ждём ответа.

Фото из архива Jnews. Выпускная церемония в ахалкалакском корпусе Самцхе-Джавахетского государственного университета, июль 2022 года

ეს მასალა შექმნილია ევროკავშირის (EU) ფინანსური მხარდაჭერით. მის შინაარსზე პასუხისმგებელია ააიპ “ღია საზღვრები” და შესაძლოა, რომ იგი არ გამოხატავდეს ევროკავშირის შეხედულებებს.

Данный материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС).
Его содержание является ответственностью некоммерческого юридического лица “Открытые границы» и может не отражать точку зрения Европейского Союза.

მასალა შექმნილია პროექტის „სამოქალაქო საზოგადოების გაძლიერება სოციალურ, ეკონომიკურ და პოლიტიკურ ცხოვრებაში თანაბარი და სრულყოფილი მონაწილეობისთვის“ ფარგლებში, განმახორციელებელი HEKS\EPER Georgia-ს მიერ რეგიონალურ პარტნიორ ორგანიზაციებთან, სამოქალაქო ინტეგრაციის ფონდი (CIF) – ქვემო ქართლი, სამოქალაქო საზოგადოების ფორმირების ხელშემწყობი ცენტრი (SCCSF) – სამცხე-ჯავახეთი, თანამშრომლობით.

Материал создан в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для равного и полного участия в социальной, экономической и политической жизни», реализуемого HEKS-EPER Georgia в сотрудничестве с региональными партнерскими организациями – Фондом гражданской интеграции (CIF) в Квемо Картли, Центром по формированию гражданского общества (SCCCF) – Самцхе-Джавахети.