Перед выборами каждая политическая сила старается пробовать и использовать методы манипуляции, которые действуют на избирателя. В этом вопросе в Грузии сейчас две противодействующие стороны, которые “воюют” с противником уже опробованными методами. Об этих методах и других способах манипуляции Jnews побеседовал с Гией Нодиа, философом и политологом, профессором Университета Ильи и председателем Кавказского института мира, демократии и развития.

– Какими темами манипуляции пользуются политические партии на этих выборах для воздействия на электорат? 

– Они стараются убедить избирателя, что они лучше своих конкурентов. Конечно методы разные. Можно сказать, что “Грузинская мечта” пугает избирателей, тем что, если они не придут к власти, начнется война, с другой стороны, что у нас будет пропаганда гомосексуализма и большинство станем гомосексуалами. Суть кампании “Грузинской Мечты” вот это вот. Ну а суть кампании оппозиционных партии, неоднозначна, поскольку разные партии. Но все согласны с тем, что если останется у власти “Грузинская мечта”, то мы откажемся от интеграции в Европу, это фактически достаточно ясно, что Грузия станет гораздо более авторитарным и более коррумпированным государством. В этом наверно основные послания оппозиции.

– Правящая партия манипулирует такими вопросами как религия, амнистия, ЛГБТ  почему именно эти темы?

– Они считают, что это выигрышно, поскольку церковь авторитетная организация, и они хотят представить дело так, что они друзья церкви, а оппозиция враги церкви. Кроме того, они считают, что большинство грузин консерваторы, в том смысле, что они боятся, что традиционные ценности семьи будут как-то ослаблены, и вот именно они защитники этих традиционных ценностей, а прозападная оппозиция принесет с собой безнравственность. Они (“Грузинская мечта” ред.) считают, что для большинства людей это достаточно для того, чтобы они за них голосовали. Но это не главное их послание, а главное послание то, что вот они защитники мира, а оппозиция “партия войны”. Мне кажется амнистия не была главной темой, насколько я могу догадываться,  “Грузинская мечта” нервничает, они видят, что их поддержка недостаточна, поэтому тем, которые я упомянул, которые с самого начала они употребляли их недостаточно. Надо придумать что-то новое, другое и вот больше ничего придумать не смогли, придумали амнистию. На какую-то часть населения, у кого близкие родственники сидят, вот может быть они за них будут голосовать из-за амнистии.

– Эффективны ли манипуляции, действуют ли они на избирателя, насколько существенна поддержка правящей партии?  

-Ну общие такие исследования есть, какой рейтинг у “Грузинской мечты”. Те исследования, которые кажутся мне более надежными, показывают, что рейтинг где-то 30-35 процентов, но таких исследовании, которые показывают однозначно за счет чего этот рейтинг, таких количественных исследовании нет. Но большинство аналитиков, которых я знаю, которым можно верить, считают, и я согласен, что этот мотив мира и войны – он самый действенный, поскольку, естественно, что люди боятся войны и хотя эта пропаганда основана на лжи, поскольку никто в оппозиции войны тоже не хочет, но это такая ложь, которая больше работает.

– Две организации, в том числе TI, которая исследует коррупцию, Антикоррпционным бюро были объявлены субъектами с “заявленными предвыборными целями”,  так например было с ФБК, которая в России также осуществляла  расследования коррупции. Ситуация схожая?

– Навальный все таки не скрывал, что он политик и, что он практически в оппозиции. Грузинские НПО наоборот дистанцируются от оппозиции и политических партии. Они критически настроены к правительству, критикуют власти. Но а власти,  Иванишвили, они не делают таких различий кто оппозиционная партия, кто НПО, кто СМИ, все кто не с нами, все против нас, это их лозунг. Что означает, что не важно называется это политическая партия, называется это телевидением, веб сайтом или чем угодно, раз они не сторонники “Грузинской мечты”, значит они оппозиция, значит они агенты запада. Это их видение мира, которое они хотят навязать избирателям.

– Почему все же критику и разных критиков “Грузинская мечта” объединяет в одно понятие “националы”? 

– Это опять таки политтехнология. Во-первых, Иванишвили особенно, не склонен вдумываться в какие-то нюансы. Для него действительно так, кто не со мной, значит мой враг, а там “националы”, или как он называется не важно. С другой стороны, это политтехнология поскольку, действительно “Единое Национальное Движение” для многих не приемлема. У какой-то части населения есть страх в связи с тем, что “Единое Национальное движение” вернется.  Хотя это совершенно нереально. Но для них (“Грузинской мечты” ред.) это выгодно, что если люди будут думать, что выбор только между двумя. Это ложь. Поскольку у “Национального движения” нет никаких шансов вернутся во власть самостоятельно. Если изменится власть, они будут в коалиции, но это не будет правительство “Национального движения”, но эти нюансы где-то не выгодно им рассматривать, выгодно упростить все, что либо мы, либо “Национальное движение”.