«Если я буду столько же работать в большом городе, то достигну большего» – зазор на рынке труда в Джавахети


Многие люди в Джавахети сегодня не могут найти работу по профессии, заработанной годами тяжелого труда, а некоторые, достигнув высокого профессионального уровня, стремятся в большой город. Маленький рынок труда Джавахети не может удержать или привлечь хороших специалистов, по причине чего на рынке труда всегда есть спрос, а занятость населения продолжает оставаться на низком уровне.

В Джавахети принято, что родители жертвуют всем ради того, чтобы их дети получили высшее образование, думая, что это обеспечивает благополучную жизнь ребенка. Но здесь тоже возникает проблема выбора – найти работу по профессии.

Если 10-15 лет назад большинство выпускников Джавахети получали высшее образование в Ереване и по возвращении в Джавахети не могли найти работу из-за проблемы незнания государственного языка, то после внедрения программы «1+4» (2010 г.) молодые люди едут за образованием в Тбилиси.

Предполагалось, что, зная государственный язык, специалист с высшим образованием в поиске работы по своей профессии не столкнется со значительными препятствиями, но оказывается, что это не так.

«Я не работаю по своей профессии, потому что в Ахалкалаки она не востребована»

Артур по профессии кинорежиссер и фотограф, он не работает как кинорежиссер, но параллельно с работой занимается фотографией.

Artur Артур Мосоян

«Я сейчас не работаю по профессии, потому что в Ахалкалаки она не востребована. Я не могу содержать семью этой работой».

Вопрос выбора профессии не представлял для Артура труда, поскольку до окончания школы он участвовал в различных программах в Ахалкалаки.

Именно на курсах, организованных Jnews, GIPA и GIPA-MEDIA-LAB он выбрал свою профессию, примерно за два года до окончания школы.

«Во время учебы у меня возникали сомнения, что, возможно, это не та профессия, которая востребована, особенно в Ахалкалаки, и поскольку у меня были намерения вернуться, такие сомнения во мне появлялись, что может я ошибся в выборе. Но в любом случае я продолжил и закончил».

Несмотря на то, что Артур сегодня не работает по выбранной профессии, он все равно уверяет, если снова нужно будет выбирать профессию, то он опять же будет руководствоваться своими предпочтениями, а не спросом на рынке труда.

Artur MosoyanАртур Мосоян в собственном пункте быстрого питания

Профессия кинорежиссера в какой-то степени помогает Артуру и в сегодняшней работе в сфере приготовления и обслуживания фаст-фуда, потому что по словам Артура, как фотографирование, так и в настоящее время его работа – это его контакт с обществом.

«Мои специальности дополняют друг друга. Я сам фотографирую, делаю reels (ролики), для рекламы моего ресторана. Иными словами, я имею в виду, моя профессия приходит ко мне на помощь на работе. Знаете, чтобы бизнес был успешным он должен быть публичным, видимым. Сегодня это обеспечивают социальные сети».

Год назад ожидания Артура были намного выше, чем сейчас, уже после нескольких месяцев работы.

«Есть много вещей, которых нет в Ахалкалаки и сложно решать логистические вопросы, например, из Тбилиси или из Армении привезти какой-то товар».

 

Артур говорит, что без профессионального образования, безусловно работать можно, но все же он не сторонник того, чтобы люди со специальностью работали не по своей профессии.

По мнению нашего героя, найти средства к существованию можно везде.

А на вопрос, почему Артур не едет на заработки, как многие другие, он отвечает:

«В моей семье никто на заработки не ехал, из ближайшего окружения тоже мало людей ехало, то есть хопан не принят в нашей семье. Я решил остаться на месте вместо того, чтобы поехать на заработки, чтобы мы не жили отдельно».

«Если я буду так усердно работать в большом городе, в самой Америке, например, я добьюсь намного большего»

Небольшой спрос на профессию, ограниченный рынок труда, низкий уровень зарплат, неправильный профессиональный выбор – специалисты по разным причинам сталкиваются с проблемой поиска работы.

Наша героиня также прошла определенный испытательный срок, до профессиональной трансформации.

Рипсиме Ованоглян по профессии экономист, имеет степень магистра. Она также изучала бухгалтерский учет. Любые профессии, по мнению Рипсиме, не мешали ей, а наоборот, они дополняли друг друга.

В Ахалкалаки она работала в банке сначала оператором, затем руководителем оперативной группы, сервис-менеджером и благодаря своему трудолюбию получила тот результат, к которому стремилась.

«Я должна была уйти в физотпуск, искала курсы бухгалтерского учета, потому что клиенты банка постоянно спрашивали меня, не знаю ли я, где найти хорошего бухгалтера. Для меня это была мысль. Поискала и нашла онлайн-курсы Кутаисской Бизнес-Академии. И я смогла дойти до того, что уже преподаю сама, обучаю тех, у кого многолетний опыт работы в этой области».

Рипсиме Ованоглян окончила русскую школу, не умея писать и читать по-армянски, поступила в вуз в Армении. Затем с базовым знанием грузинского языка она устроилась на работу оператором в банке в Ахалкалаки. Сегодня она востребованный бухгалтер на рынке труда, занимается бухгалтерским учетом в ряде предприятий и компаний, проводит тренинги.

Ripsime OvanoghlyanРипсиме на курсах бухгалтерского учета

Она советует молодым людям руководствоваться требованиями рынка труда и собственными предпочтениями при выборе профессии.

«Если человек хочет зарабатывать, то он может заниматься этим в любой предпочитаемой профессии. Если ты не любишь свою работу, то ты не добьешься в ней успеха, соответственно, ты не сможешь зарабатывать деньги. Для этого главное любить профессию».

Она говорит, что самая распространенная ошибка нашей молодежи – это ошибка в выборе профессии, часто родитель выбирает вместо ребенка.

RipsimeРипсиме с дочерью во время отпуска

Хотя наша героиня востребованный специалист в своей области, она состоялась как личность, но через несколько месяцев собирается уехать в Америку.

«Я еду, потому что хочу, чтобы у моих детей было хорошее будущее, чтобы они учились в частных школах, получили хорошее образование. Здесь тоже мои дети ходят в разные секции: рисуют, танцуют, плавают, учат армянский, но в любом случае в большом городе возможности большие. Я думаю, что если так загруженно работать в большом городе, например, в самой Америке, где рабочая сила очень высока ценится, то добьюсь намного большего».

Чтобы осуществить свою мечту, Рипсиме много лет усердно училась и работала, является автором нескольких научных статей. Она уже получила эксклюзивное разрешение на въезд в страну от Миграционной службы США как неординарный человек и через несколько месяцев собирается всей семьей переехать в Лос-Анджелес.

Рипсиме преподает курсы бухгалтерского учета для взрослых Ахалкалаки в образовательном центре. Центр проводит курсы, поскольку на месте есть востребованность в хороших бухгалтерах. Центр пытается обучить и подготовить как можно больше специалистов, пока Рипсиме еще не уехала.

Директор Центра Шорена Тетвадзе считает, что рынок труда Ахалкалаки не способен содержать хороших специалистов.

«Здесь нужно учитывать тот факт, что наши лучшие профессионалы либо не возвращаются, либо вернувшись, через некоторое время вновь все бросают и уезжают. Люди уезжают, потому что у нас мало рабочих мест. Во-вторых, это низкая зарплата».

Действительно ли изучен рынок труда в Грузии, какие специалисты требуются в Джавахети и какие действия предпринимаются, чтобы удовлетворить этот спрос, – с этими и другими вопросами Jnews еще в июле подал заявление в Государственное агентство содействия занятости. Ответ будет опубликован непосредственно после получения.