В жизни каждой женщины рано или поздно остро встает дилемма – работа или семья. Кто-то выбирает сосредоточиться на чем-то одном, а кто-то пытается совмещать, что не всегда дается легко. Всеобщая проблема женского пола особенно усугубляется в Джавахети, исходя из местных традиционных устоев, провинциальных взглядов и стереотипов. Jnews узнал у работающих и неработающих матерей, в чем плюсы и минусы их выбора.
В Грузии, как и во многих других странах региона, существует проблема гендерного неравенства в вопросе трудоустройства. По данным на 2024 год, процент трудоустроенных мужчин (66%) выше, чем женщин (45%). Помимо этого, сохраняется большой разрыв между зарплатой мужчин и женщин. У мужчин средняя номинальная зарплата 2343,2 лари, у женщин – 1540,0 лари.
В Ахалкалаки проблема гендерного неравенства еще более усугубляется. Женщины зачастую хотят, но не могут работать, потому что им не разрешают мужья. А женщинам с детьми трудно вдвойне, так как перед ними встает выбор – работа или уход за детьми, и не всегда у них есть помощники в быту, которым можно было бы оставить детей. Иногда матери и сами психологически не могут смириться с мыслью, что им придется оставлять детей и идти на работу, даже если у них есть такая возможность.
Елене 28 лет, у нее двое детей, на данный момент она не работает. Елена по профессии менеджер, во время учебы на магистратуре и ее окончания она работала по профессии в Ереване, однако потом началась пандемия коронавируса, которая внесла коррективы в ее жизнь.
“Наш офис закрылся, я вернулась в Ахалкалаки, вышла замуж. Все сложилось почти так, как я хотела, с одним отличием, что я хотела сначала найти работу, потом выйти замуж, или хотя бы иметь работу до рождения детей. Но так как получилось по-другому, теперь я жду, когда дети вырастут”, – рассказывает она.
На данный момент Елена не может совмещать уход за детьми и работу, так как все члены ее семьи работают, и ей не с кем оставлять детей. Она считает, что если бы она работала еще до рождения детей, то нашла бы выход и адаптировала бы все остальное под работу.
“Думаю, все бы сложилось по-другому, мы бы адаптировались к этому. Я была бы психологически более готова, что у меня есть работа и я должна оставлять детей и ходить на работу, но сейчас, так как я не работаю, хочу полноценно вырастить детей”, – говорит наша героиня.
Младшая дочь еще слишком маленькая и не может ходить в сад.
“Старший уже может ходить в детский сад, самостоятельно кушать, одеваться, а младшая нет. Нанимать няньку не вижу смысла, уже столько лет я сама растила, потерплю еще”, – говорит она.
По мнению Елены, если есть желание и возможность работать, то найти работу в Ахалкалаки реально.
“Мне кажется, что если знаешь грузинский, можешь работать в любой сфере. Сетевые магазины, государственная сфера, банки и аптеки. Другого у нас нет. Кроме аптек, все остальные сферы соответствуют моей профессии”, – говорит она.
Однако в Ахалкалаки многие мамы не владеют государственным языком, и поэтому найти работу для них бывает сложно. Бюджетная сфера для них закрыта, а частные компании не обеспечивают и минимальных условий труда для работающих матерей.
Елена признается, что помимо возможностей, есть и психологический фактор, который дает о себе знать.
“Как мать, не могу детей оставить даже в садике, какой бы он не был безопасный, и как бы хорошо не смотрели там за ними, я не могу оставить детей и уйти, мы как-то привыкли друг к другу”.
По мнению Елены, в Грузии в бюджетной сфере и матерям, и отцам даются хорошие трудовые условия. Например, выделяют время, чтобы вести детей в сад, школу и забирать, в некоторых местах есть детские зоны, то есть родители могут приводить своих детей на работу. Однако в частных компаниях, по ее словам, дела обстоят хуже.
Несмотря на то, что на данный момент Елена выбрала семью, в будущем она обязательно хочет работать.
Лусине Минасян – жительница Ахалкалаки, уже 15 лет работающая в банковской сфере. После окончания университета, в 2008 году она сразу начала работать. Через 5 лет Лусине вышла замуж, и с тех пор совмещает двоих детей, семью и работу.
“В 2014 году я родила первого ребенка, сына, после этого год была в декрете и сразу вышла на работу. После рождения второго ребенка я два года была в декрете. Больше перерывов в трудовой деятельности у меня не было”, – рассказывает она.
В Ахалкалаки не принято, чтобы женщина уделяла больше времени работе, чем семье, гналась за карьерой. Менталитет диктует обществу, что призвание женщины – это в первую очередь семья, и если она все-таки работает, то так, чтобы “не в ущерб семье”. Лусине в данном вопросе повезло, и ее семья отнеслась с пониманием к тому, что она работает, однако ее пример для Ахалкалаки – скорее исключение, чем правило.
“Трудности всегда есть, но нужно правильно распределять свое время, уделять внимание и работе, и семье. Это, конечно, сложно, не у всех получается. У меня получилось, потому что у меня есть понимание в семье, муж с пониманием относится к работе, а также я очень люблю свою работу, без этого я бы не смогла совмещать”, – делится она.
Помимо того, что не все мужья разрешают своим женам работать, мужьям в Ахалкалаки также не свойственно участвовать в воспитании детей. Очень редко можно увидеть, чтобы мать и отец уделяли одинаковое время заботе о ребенке – обычно этим занимается только мать. В связи с этим Лусине отмечает, что важным фактором, который помогает женщине совмещать семью и работу, является помощь близких и родственников.
“Родители мужа помогают, и моя мама помогает, их поддержка тоже очень важна. Если бы их не было, возможно, были бы проблемы и сложности. Важно, чтобы было кому оставить детей”.
Лусине признается, что ей психологически было очень тяжело оставлять детей и идти на работу.
“Мне было особенно трудно в период, когда я оставляла свою младшую девочку, поэтому я постоянно продлевала декрет и находилась в декрете 2 года. Мне было психологически сложно оставлять двоих детей. Я постоянно думала: “а что сейчас делает?”, “может, не ест, плачет”. Моему старшему ребенку уже 10 лет, но я все равно постоянно думаю, а дошел ли он домой, мыслями всегда там”.
Несмотря на все трудности, которые сопутствуют роли работающей матери, Лусине считает, что сделала правильный выбор.
“Я работаю до 6, 7, иногда даже до 9, а после работы надо заниматься детьми, я, конечно, сильно устаю, но я думаю, что правильно и работать, и иметь семью. Без семьи жизнь неинтересна, но без работы тоже нельзя. Когда ты работаешь, ты чувствуешь себя по-другому, также остальные тебя уважают. Круг общения, друзья. Все это дает работа”, – добавляет она.
Скудный рынок труда в Ахалкалаки, а также отсутствие гибких условий труда для матерей малолетних детей не дают женщинам выбирать из многих альтернатив. Часто женщины не представляют себя в роли работающей вне дома матери или жены, а мысли о карьере остаются запредельной мечтой.