Правящая партия «Грузинская мечта» опубликовала заявление, в котором вновь утверждала, что война началась не седьмого, а восьмого августа, и обвинила предыдущее правительство [Саакашвили] во вторжении России в Грузию. По мнению «Мечты», «предательское» преступление «Национального движения» [партии Михаила Саакашвили] имело самые страшные последствия.
В правящей партии также говорят, что после выборов августовская война «получит правовую оценку».
Кроме того, «Грузинская мечта» утверждает, что после того, как все международные судебные дела закончились победой Грузии, больше нет риска возложения ответственности ни на одного грузинского «солдата» и «пришло время обществу понять всю правду и дать полную юридическую оценку всем фактам».
Про «преступление, совершенное в 2008 году» «Национальным движением», до сих пор лишь «намеками» говорили о некой ответственности на международном уровне. Как известно, в Страсбурге и Гааге уже много лет идут международные судебные процессы, которые при огромнейших усилиях нашего правительства завершились победой Грузии. И теперь, когда даже теоретический риск привлечения Грузии, грузинской армии и даже одного грузинского солдата к ответственности на международном уровне миновал, для общества пришло время узнать всю правду и дать полную юридическую оценку всем произошедшим событиям.
Коварное преступление «Национального движения» имело самые страшные последствия. В результате войны 2008 года мы потеряли два исторических региона, сотни солдат и мирных жителей были убиты, 30 000 человек были вынуждены покинуть свои дома. Недопустимо, чтобы преступление такого масштаба оставалось безнаказанным без юридической оценки.
В течение многих лет «Национальное движение» называло 8 августа датой начала войны, и его протокольные мероприятия также проходили в этот день. Несколько лет назад радикальная оппозиция решила изменить дату и объявила началом войны 7 августа. Единственная причина этого в том, что «Национальное движение» пытается скрыть собственное преступление и уйти от ответственности. Однако в условиях, когда все риски в международных судах уже миновали, искусственное изменение даты начала войны и подобные манипуляции не дадут представителям стороны войны возможности уйти от ответа на самые сложные вопросы.
Никакие манипуляции с датами не могут скрыть действия и заявления представителей бывшей власти, которые говорят о совершенно противоположном. В частности, первое официальное заявление тогдашней власти о том, что 7 августа в зоне боевых действий не было российских войск, появляется в президентском указе №402. В документе, изданном 9 августа 2008 года, говорится, что российские военнослужащие и российская военная техника вошли в Грузию через Рокский тоннель 8 августа. За этим документом последовала ссылка “Национального движения” на резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы от 2 октября 2008 года, что было одним из самых предательских шагов в истории Грузии.
В резолюции было указано, что эскалация переросла в открытые и полномасштабные боевые действия после необъявленной бомбардировки грузинской стороной 7 августа. Это действие было оценено как непропорциональное использование вооруженных сил грузинской стороной, нарушающее международное гуманитарное право и обязательства Грузии по мирному разрешению конфликта.
В этом документе российская военная интервенция была оценена как «контратакующая». Таким образом, спустя два месяца после войны в первом официальном международном документе “Национальное движение” подписало подтверждение собственного тяжелейшего преступления, поставив тем самым грузинскую армию, грузинских военнослужащих и страну перед огромными рисками перед международными судами.
После признания на международном уровне тяжкого преступления и начала войны, тогдашняя власть подготовила пропагандистский фильм и повторила признательные показания устами высокопоставленного военного чиновника, тогдашнего начальника Генерального штаба, Зазы Гогава.
В частности, в пропагандистском фильме Гогава говорит, что первая фаза военной операции должна была завершиться за 12 часов, так как существовал риск того, что “потенциальный противник” — Россия — может вмешаться в этот конфликт, и грузинская армия должна была встретить Россию уже на занятых позициях в Цхинвальском регионе.
«Национальное движение» совершило множество преступлений против страны и народа, но самым большим и тяжким преступлением является авантюра, совершенная в 2008 году.
Для обеспечения необратимого развития нашей страны и установления долгосрочного мира в Грузии крайне важно, чтобы этим событиям была дана надлежащая правовая оценка. Мы обещаем обществу, что это обязательно произойдет после выборов. Еще раз подчеркиваем, что поскольку все риски в международных судах сняты, событиям августа 2008 года обязательно будет дана правовая оценка.
Два года, прошедшие на фоне российско-украинской войны, наглядно показали, как старательно «Национальное движение» пыталось втянуть Грузию в этот военный конфликт и в очередной раз втянуть нашу страну в пламя войны.
Это обстоятельство еще раз укрепило уверенность в том, что в 2008 году эти люди сознательно организовали худшую провокацию и совершенно сознательно выполнили полученное извне антигосударственное задание. От кого исходил этот приказ и чьи цели выполняли высшие должностные лица правительства того времени? Мы не будем здесь намеренно останавливаться на этом вопросе, ибо все выяснит публичный судебный процесс.
Мы будем стороной-истцом в этом процессе, а «Национальному движению» придется нести коллективную ответственность за вероломное преступление, совершенное против страны и народа.
Здесь мы подчеркиваем, что все это не смягчает ни преступлений, совершенных Россией, ни того факта, что Российская Федерация несет ответственность за оккупацию территорий нашей страны».
7 августа 2008 года многолетний конфликт между Россией и Грузией перерос в открытую военную агрессию со стороны России, повлекшую за собой сотни жертв, этнические чистки и оккупацию Россией двух регионов Грузии.