В каких случаях может быть отменён или отложен т.н. “закон об иноагентах”?


В то время как многие, кто признает дискриминационным закон “О прозрачности иностранного влияния”, единственный выход видят в том, что закон будет отменён в результате “проигрыша” правящей партии на Парламентских выборах 2024, отмена или отложение возможны также по механизмам правосудия. Насколько международные или местные судебные инстанции могут повлиять на применение закона – Jnews попытался выяснить у юристов.

Многие организации и СМИ, которые работают на иностранные гранты, задумываются о том, как продолжат свою деятельность. Некоторые думают зарегистрироваться как организация, “проводящая иностранные интересы”, некоторые подумывают ликвидировать организацию, а некоторые собираются не регистрироваться, но заплатить штраф. В последнем случае государство самостоятельно регистрирует организацию в т.н. реестре иноагентов, этот вариант только морально успокаивает организации, которые не считают себя инструментом иностранной силы. Но все ожидают результатов выборов.

Однако есть также вероятность приостановления действия закона или конкретных обжалованных статей закона Конституционным судом во время судебного процесса.

“Это его право, суд не обязан. Могут стороны выступить посредниками, могут и не выступить посредниками, но Конституционный суд может приостановить действие конкретных статей или же закона в целом, и до того, как будет принято решение, закон не будет действовать. Или же Конституционный суд может установить конкретные сроки, если суд увидит, что есть риски, если закон может нанести урон правам сторон и такой ущерб, что невозможно будет восстановить”, – говорит юрист Андраник Минасян.

Есть еще одна инстанция, которая может повлиять на вступление в силу законов в Грузии – это Европейский суд.

“Обратиться в Европейский суд можно и без решения суда. То есть обращение в Европейский суд не зависит от решения Конституционного суда. Грузия подписала Европейскую конвенцию, и государство обязано принять решение Европейского суда. После Конституционного соглашения, решения Европейского суда имеют вышестоящее положение над законами страны. Это по международному договору Европейской конвенции”, – говорит юрист Андраник Минасян.

На сегодняшний день на сайте Конституционного суда указано 2 иска против Парламента Грузии по закону “О прозрачности иностранного влияния”, один от президента Грузии, второй от 122 организаций. В Европейский суд пока не было отправлено исков по данному закону.