Десятки лет стремления Грузии на Запад воспитали поколение, которое противостоит тому, что Грузия “сворачивает” с европейского пути. Когда начались изменения во внешней политике страны, почему они начались, что могли бы потерять власти страны с углублением демократии в стране, а также о многом другом JNEWS поговорил со старшим исследователем Фонда Рондели Кахой Гоголашвили.

Оппозиция утверждала всегда, что “Грузинская мечта” пророссийская, но явные шаги в сторону северо-восточного соседа стали ощутимы в последние годы, с чем это связано?

Это конечно случилось постепенно, мы увидели, что в обществе ходили разные мнения и слухи, некоторые говорили, что правительство стало пророссийским еще 10 лет назад. Оппозиционные партии всегда говорили об этом, но многие сомневались. В принципе, пророссийские элементы проявились уже давно, но все же наиболее интенсивно они стали проявляться с началом Российско-украинской войны, после вторжения России в Украину. Постепенно стало ясно, что грузинское правительство как-то играет двойную игру. Потом уже стало ясно, что грузинское правительство в принципе подыгрывает российскому правительству. И вот эта его поляризация с европейскими институтами и США стало еще более явным после принятия закона “О прозрачности иностранного влияния” несколько месяцев назад. Несмотря на то, что все иностранные партнеры были против этого закона, они советовали, предупреждали, но в ответ на это грузинское правительство начало анти западную кампанию. Начало обвинять запад в разжигании войны и тому подобнее, то есть она явно стало анти западным. Пророссийское стремление не проявляется, не декларируется, но грузинское правительство движет страну в направлении России.

Существует экспертное мнение о том, что вопрос Абхазии и Южной Осетии поставлен “разменной монетой” в вопросе смены внешнеполитического пути Грузии, насколько это мнение имеет основу?

Они сами напрямую никогда не говорили, но намекали окольными путями, доводили до населения мнение, как-будто идут какие-то переговоры с Россией по поводу Абхазии и Южной Осетии. Но российские власти заявили, что это абсурд, что они не будут менять в этом ничего. Они не отзовут свое признание Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны власти Абхазии делали заявления, откуда было ясно, что никаких переговоров и обещаний на этот счет никто не давал. Это чисто вымышленная стратегия, скорее всего избирательная, чтобы как-то на выборах люди думали, что если они дадут голоса “Грузинской мечте”, они вернут Абхазию и Южную Осетию. Не нужно ни в Евросоюз, ни в НАТО, если вернут Абхазию и Южную Осетию, этого будет достаточно. Но на самом деле это не так.

А какие внутриполитические изменения способствовали смене внешнеполитического курса? Мы были свидетелями смены нескольких премьер-министров, многих министров…

Процессы, которые происходят внутри “Грузинской мечты”, они практически не меняют ничего в их политике, потому что в принципе управляет то всем Иванишвили, он дает задание и они выполняют. В какой-то момент, если он считает, что его задание нехорошо выполняется, его меняют и все. От европейской помощи они отказались еще в 2021 году. Они поняли, что продвижение по пути евроинтеграции подразумевает реформы прежде всего политического плана, и это стало более явным, когда мы подались на членство, и оттуда пришли требования, чтобы Грузия провела реформы. Для них это губительно, если они потеряют власть над судебной системой, контроль над выборами, они потеряют власть над медиа, они могут потерять также возможность привлекать к себе бизнес, привилегии, которые дают тендеры. В принципе власть потеряла бы свои рычаги воздействия на страну, на народ. Они решили, что надо дистанцироваться от Европейского Союза. Если прекратить движение в направлении ЕС, то это может вызвать негодование, потому что 85% голосовали за вступление в ЕС, поэтому они решили не прекратить процесс, но максимально замедлить. Переживем эти выборы, потом видно будет. На самом деле тут действует не одно грузинское правительство, но и Россия. В “Грузинской мечте” некоторые думают, что это сближение временно, потом они вновь обернутся к Евросоюзу.

Минимум 2 десятка лет Грузия стремится на Запад, и молодое поколение на протяжении этого времени воспитывалось в этом духе, поэтому схождение Грузии с западных рельсов проходит болезненно, но “Грузинская мечта” оправдывает это угрозой войны, суверенитету и так далее, насколько эти угрозы реальны?

Страны, которые вошли в ЕС ни на кого не нападают и между собой не воюют. Это видно невооруженным глазом. Глупость то, что они говорят, что стремление в ЕС чревато войной, глупость, что ЕС вынудит Грузию начать войну с кем-то. Это ложь, это выдумано, чтобы распространять страх. Все знают, что в Грузии население помнит военные действия, которые в стране проходили не раз и эта травма, которая еще не зажила и легко манипулировать ею. Пугать – российский метод, они этим действовали всегда, запугали вокруг себя войной и до сих пор пугают. Это будет Армения, Казахстан, Беларусь. Это исключено, чтобы захотели открыть второй фронт, увидев сложную и трудную войну в Украине. Это надуманный аргумент.

Что касается суверенитета, то это абсолютно неадекватно, это рассчитано на людей, которые ничего не смыслят в европейской интеграции. Евроинтеграция это процесс, где страна, которая хочет войти в ЕС, слушается советов и рекомендации Евросоюза, потому что ее институции должны максимально быть похожими на европейские. Законодательная база должна стать такой, как в Европе. Вот эти советы они называют нарушением суверенитета. ЕС советовал пересмотр судей на порядочность, на коррумпированность. На это соглашаются все страны, которые входят в ЕС, чтобы у страны была чистая, справедливая, независимая судебная система. Вот это они называют нарушением суверенитета.

А что касается войны, европейская интеграция – это процесс, который обеспечивает мир. А то, что наши западные партнеры вообще не хотят, чтобы Грузия начала войну это ясно. Вот Украина воюет и сколько трат, энергии, денег материальной помощи потрачено. Они тоже на этих санкциях теряют, не только Россия. Это выдумано, чтобы дискредитировать запад в глазах грузинского народа.

Как Вы думаете, что изменится в Грузии, если на выборах победит “Грузинская мечта”, страна начнёт ещё быстрее двигаться в сторону России?

Если “Мечта” останется во власти после октября, то безвизовый режим будет остановлен для Грузии. На данный момент европейцы воздерживаются от приостановления безвизового режима, потому что не хотят причинить неудобства именно населению, но если население опять выберет “Мечту”, то им придется пересмотреть безвизовый режим, иначе просто престиж пострадает. И не только это, уже заморожены переговоры о вхождении в Евросоюз, и не исключена вообще отмена статуса кандидата ЕС Грузии.

Если Европа и США откажутся поддержать Грузию, то она останется без всякой поддержки в регионе, и любые опасности могут реализоваться и внутренние, и внешние.