Международный инфраструктурный проект – железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) – проходит через Джавахети, а в Ахалкалаки должна располагаться главная станция железной дороги. Эта дорога является логистической частью коридора, соединяющего Европу и Азию. Всё вышесказанное наводит на мысль, что маленький регион Джавахети должен развиваться быстрыми темпами, однако БТК эксплуатируется уже 7 лет, а явных экономических изменений в регионе не наблюдается.
Железная дорога БТК официально открылась в ноябре 2017 года, однако до сих пор эксплуатируется в тестовом режиме, строительные работы продолжаются.
С открытием железной дороги предполагалось, что в Джавахети
- сотни человек будут трудоустроены и не будут выезжать на заработки
- в регионе появится много малого и среднего бизнеса и инфраструктуры
- существующий бизнес сможет пользоваться выгодными перевозками
- местный бюджет получит доходы
- в Ахалкалаки сядешь в поезд, в Париже выйдешь
Однако пока на протяжении 7-и лет из всего этого есть только налоги, поступающие в местный бюджет за использование муниципальных земель.
Грузовой поезд на БТК
На строительных работах из Джавахети были трудоустроены единицы, максимум десятки. Из местных, то есть граждан Грузии, строительные компании, в основном, нанимали рабочих из Марнеули. На вопрос о том, почему не нанимают местных из Джавахети, в компании “Азеринсаатсервис”, которая была ответственна за строительство, отвечали, что местные не умеют работать на их технике.
Директор Бизнес-центра Ахалкалаки Махаре Мацукатов говорит, что и сейчас очень много непонятного происходит как вокруг БТК, так и внутри.
“Очень много неразберихи. В начале обещали, что откроют рабочие места, где будут работать местные, местные работают, но их очень мало, и то чернорабочие. Должны были открыть колледж в Джавахети и не открыли, население не может воспользоваться станцией “Ахалкалаки””, – говорит он.
Махаре Мацукатов говорит, чтобы в дальнейшем Джавахети развивался экономически и население получало от данного проекта какую-то выгоду, нужно, чтобы “была возможность отгружать и разгружать товары в Ахалкалаки, чтобы здесь были терминалы, развивался бы бизнес. Железнодорожная станция Ахалкалаки имела бы статус наземного порта. В этом случае откроются рабочие места, вокруг этого порта создается бизнес (гостиницы, кафе, склады, логистические компании), и регион вернёт свою историческую функцию, как перекресток торговых дорог”.
Что касается пассажирских перевозок, то в марте 2019 года в Ахалкалаки прибыл тестовый пассажирский поезд, и тогда сообщалось, что, возможно, регулярные рейсы начнутся с июня 2019 года. Однако этого не последовало. Информации о возможности открытия пассажирских перевозок пока нет.
Население региона не ощущает положительных изменений от БТК. Пока что жители сёл, через которые проходит железнодорожная линия, говорят только о за бесценок потерянной собственности, или о неудобствах передвижения людей и скота из-за железной дороги. О возможностях, которые может создать международный проект, местные даже не думают.
Несмотря на всё это Махаре Мацукатов считает, что БТК может дать много пользы региону.
“Для нашего региона БТК принесёт большую выгоду. Плюсы есть от БТК, но, к сожалению, есть и минусы. Так всегда бывает в любом развитии, в любых больших строительствах”, – добавляет директор бизнес-центра Ахалкалаки.
Но для того, чтобы местное население могло пользоваться благами, которые, возможно, даст железная дорога, оно должно быть готово к этому, должно быть готово открывать разные бизнесы по обслуживанию, работать на данном проекте. Однако ни к тому, ни к другому местное население не готово. Возникает вопрос, кто должен помочь местному населению, и хочет/может ли помочь…
Тестовый пассажирский поезд, март 2019 года
ეს მასალა შექმნილია ევროკავშირის (EU) ფინანსური მხარდაჭერით. მის შინაარსზე პასუხისმგებელია ააიპ “ღია საზღვრები” და შესაძლოა, რომ იგი არ გამოხატავდეს ევროკავშირის შეხედულებებს.
Данный материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС).
Его содержание является ответственностью некоммерческого юридического лица “Открытые границы» и может не отражать точку зрения Европейского Союза.
მასალა შექმნილია პროექტის „სამოქალაქო საზოგადოების გაძლიერება სოციალურ, ეკონომიკურ და პოლიტიკურ ცხოვრებაში თანაბარი და სრულყოფილი მონაწილეობისთვის“ ფარგლებში, განმახორციელებელი HEKS\EPER Georgia-ს მიერ რეგიონალურ პარტნიორ ორგანიზაციებთან, სამოქალაქო ინტეგრაციის ფონდი (CIF) – ქვემო ქართლი, სამოქალაქო საზოგადოების ფორმირების ხელშემწყობი ცენტრი (SCCSF) – სამცხე-ჯავახეთი, თანამშრომლობით.
Материал создан в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для равного и полного участия в социальной, экономической и политической жизни», реализуемого HEKS-EPER Georgia в сотрудничестве с региональными партнерскими организациями – Фондом гражданской интеграции (CIF) в Квемо Картли, Центром по формированию гражданского общества (SCCCF) – Самцхе-Джавахети.