Более половины семей Ахалкалакского муниципалитета имеют в семье хотя бы одного “хопанчи” – человека, чаще всего мужчину, который выезжает на сезонные работы за границу, в основном в Россию. Такой режим, при котором один из членов семьи большую часть года (около 9 месяцев) находится в другой стране, накладывает свой отпечаток как на жизнь отдельно взятой семьи, так и на общественную и экономическую жизнь региона в целом.
Кларе Восканян из села Абул 16 лет. Ее отец уже 30 лет ездит в “хопан”. Клара не знает какого, когда отец дома на протяжении всего года, минимум 8 месяцев в году его нет дома.
“Я близка со своим отцом, я могу говорить с ним на любые темы, рассказывать о своей жизни. Но, конечно, была бы еще ближе, если бы он всегда был рядом. Было много случаев, когда я скучала, хотела чем-то поделиться, но его не было рядом. Конечно, моя жизнь была бы ярче, если бы мой папа не уезжал на 8 месяцев”, – рассказывает Клара.
Она добавляет, что и семья была бы счастливее и полноценнее, если бы отец постоянно находился рядом.
Другая жительница села Абул, говоря о последствиях “хопана”, отмечает:
“Если в доме нет мужчины, он уехал в хопан, то когда дома что-то портится, то люди вынуждены кого-то звать. Это не так приятно, звать в дом чужого человека, каждый раз, когда что-то нужно”.
Долгое отсутствие члена семьи вызывает также психологические проблемы и сложности в коммуникации внутри семьи.
“Бывает, что муж уехал, в доме есть свекр и свекровь, и они очень давят на невестку, психологически, и из-за этого она может уйти из дома”, – добавляет другой житель села.
Помимо психологических последствий, к которым приводит “хопан” в масштабе отдельно взятой семьи, массовый выезд на заработки в другую страну откладывает свой отпечаток и на общественную и экономическую жизнь региона.
О последствиях, к которым приводит массовый “хопан” в Россию, с Jnews поговорил председатель совета “Союза месхов-демократов” Джаба Натенадзе.
“Большая часть населения большую часть года вынуждена быть за границей. И мы теряем тот ресурс, который можем использовать для Грузии. Также имеет место утечка молодых людей. Для нашей страны молодые – это тоже большой ресурс. Помимо этого, семьи разделяются. И семейные проблемы – это отдельный вопрос. Необходимо создать соответствующие условия для тех, кто является хорошим специалистом в своем деле, чтобы они смогли основную работу найти, остаться в своих домах и развивать свой регион”, – комментирует он.
По его словам, помимо разделения семей, утечки рабочей силы и очень важного для будущего страны ресурса – молодежи, “хопан” приводит также и к возрастанию влияния России в регионе.
“Одной из проблем также является то, что возрастает влияние России. Влияние вражеской страны возрастает на Грузию. Финансовое влияние оставляет след и на другие сферы. Большое значение имеет также пропаганда. Эта большая масса, которая уезжает туда, принимает и слышит их информацию и верит этой антизападной информации. И эти люди возвращаются на родину и эту информацию передают своему окружению. Таким образом, российская пропаганда больше распространяется в нашем регионе”, – говорит Натенадзе.
Джаба называет несколько причин, которые способствуют устойчивости хопана.
“Нет соответствующего количества рабочих мест – это первое. Второе – у жителей нет достаточной информации о том, что в Грузии ремесленники могут зарабатывать столько же, сколько и за рубежом, потому что это имеет большой спрос. В разных больших города Грузии – Тбилиси, Кутаиси, Батуми и даже в Ахалцихе, можно найти для них работу. У жителей есть также боязнь нового”, – отмечает Натенадзе.
По его словам, для того, чтобы постепенно решать этот вопрос, необходимо для начала информировать людей о том, какие возможности для работы у них есть на месте.
ეს მასალა შექმნილია ევროკავშირის (EU) ფინანსური მხარდაჭერით. მის შინაარსზე პასუხისმგებელია ააიპ “ღია საზღვრები” და შესაძლოა, რომ იგი არ გამოხატავდეს ევროკავშირის შეხედულებებს.
Данный материал создан при финансовой поддержке Европейского Союза (ЕС).
Его содержание является ответственностью некоммерческого юридического лица “Открытые границы» и может не отражать точку зрения Европейского Союза.
მასალა შექმნილია პროექტის „სამოქალაქო საზოგადოების გაძლიერება სოციალურ, ეკონომიკურ და პოლიტიკურ ცხოვრებაში თანაბარი და სრულყოფილი მონაწილეობისთვის“ ფარგლებში, განმახორციელებელი HEKS\EPER Georgia-ს მიერ რეგიონალურ პარტნიორ ორგანიზაციებთან, სამოქალაქო ინტეგრაციის ფონდი (CIF) – ქვემო ქართლი, სამოქალაქო საზოგადოების ფორმირების ხელშემწყობი ცენტრი (SCCSF) – სამცხე-ჯავახეთი, თანამშრომლობით.
Материал создан в рамках проекта «Укрепление гражданского общества для равного и полного участия в социальной, экономической и политической жизни», реализуемого HEKS-EPER Georgia в сотрудничестве с региональными партнерскими организациями – Фондом гражданской интеграции (CIF) в Квемо Картли, Центром по формированию гражданского общества (SCCCF) – Самцхе-Джавахети.